Казахстан ждет взрывной рост числа пользователей микроблоггингового сервиса
В опубликованном недавно аналитической компанией Hitwise анализе роста социальных сетей самым быстро развивающимся сервисом на мировом рынке признан микроблоггинговый сервис Twitter. Темпы роста числа его подписчиков в США и Великобритании за три месяца превысили 500%.
На Западе пользователями Twitter являются даже домохозяйки. Есть свой микроблог у Барака Обамы и многих знаменитостей. К примеру, у микроблога известной американской телеведущей Опры Уинфри более полумиллиона читателей. В США Красный Крест использует Twitter для обмена ежеминутной информацией о локальных происшествиях, связанных с деятельностью организации.
В Казахстане Twitter не имеет столь широкого распространения, и говорить о нем как о значимом явлении пока рано. Он популярен в основном в среде людей, так или иначе связанных с IT-технологиями. По словам известного казахстанского блоггера Жомарта Амирханова, если в России более 13 тыс. твиттерян (активных около 3 тыс.), то казахстанцев в Twitter не больше 50 человек. В основном, это веб-разработчики и продвинутые пользователи, так называемая гиковская молодежь. Столь малое по сравнению с другими странами проникновение сервиса в Казахстан можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, это все-таки недостаточно высокий уровень компьютерной грамотности основной части населения, а во-вторых, отсутствие локализации сервиса на русский язык (Twitter – англоязычный сервис, альтернативным языком является японский). Кроме того, необходимо учитывать то, что Twitter сильно интегрирован с SMS-сервисами, поэтому длина сообщения ограничена 160 символами, 20 из которых занимает служебная информация. Интеграция с казахстанскими операторами пока не осуществлена, так что получение SMS проблематично.
И все же, по мнению г-на Амирханова, нашу страну еще ждет экспоненциальный рост числа активных пользователей этого сервиса. «Лично я положительно отношусь к Twitter и предпочитаю его другим текстовым месседжерам (ICQ, Jabber и т.д.). Это еще один удобный способ коммуникации между людьми. Ненавязчивость, высокая информативность, отбор собеседников, их уровень знаний – все это несомненные плюсы Twitter. Конечно, он изменил Сеть, но это всего лишь новый виток эволюции. И пока не видно, куда он приведет нас. Возможно, в будущем Twitter интегрируют в холодильник», – считает Жомарт Амирханов.
По мнению другого казахстанского блоггера и владельца домена twitter.kz Асета Нурпеисова, время блогов в классическом их понимании постепенно проходит. Возможно, это связано с тенденциями времени: ритм жизни стал настолько быстрым, что человек не может сконцентрироваться на чем-то одном и написать осмысленный пост. В этом смысле Twitter стал отличной заменой блогу – это своеобразный статус того, что вы сейчас делаете. Twitter всегда спрашивает: «What are you doing?». Потому предполагается, что ответ будет содержать информацию о том, чем пользователь сейчас занимается, о чем думает, зачастую из таких твитов разворачивается своеобразный чат, который затем перерастает во всеобщее обсуждение, остановить которое может только глубокая ночь. Именно благодаря тому, что новости в Twitter распространяются с огромной скоростью, он завоевал признание пользователей.
В своих сообщениях твиттеряне часто озвучивают мнения о различных продуктах – фильмах, музыке, книгах, товарах и т.д. Именно поэтому западные компании проявляют большой интерес к Twitter как к своеобразному маркетинговому инструменту. В твитах присутствует и развлекательная сторона – пишут о глубоко личном, шутят, пытаются полемизировать – все это можно скрыть от посторонних глаз, так как в сервисе предусмотрено жесткое ограничение своего круга общения.
По словам Биза Стоуна, одного из создателей Twitter, возможности сервера постоянно расширяются. «Лично меня больше всего вдохновляет тот факт, что мы можем распространить возможности сетевого взаимодействия в реальном времени на самые слабые сигналы по всему миру. Каждый может быть услышан. И есть немало примеров того, как это можно использовать. Вспомните хотя бы парня, которому удалось с помощью Twitter избежать тюрьмы в Египте. (10 апреля 2008 года в Египте Джеймс Бак, в то время студент журналистики, и его местный переводчик были арестованы за фотографирование антиправительственных выступлений. По дороге в полицейский участок Бак смог передать слово «арестован» 48-и своим корреспондентам на Twitter. Это сообщение было немедленно передано в университет и в посольство США в Каире и некоторые СМИ. В результате этих действий для Бака был нанят адвокат, и он был отпущен из тюрьмы уже на следующий день после задержания – «Капитал.kz»)».
Скажем, фермер может послать такое сообщение: «Я хочу получить столько-то за свое зерно. Это хорошая цена?». Я думаю, мы сможем распространить этот сервис еще шире и встроить его в каждый мобильник», – сказал Биз Стоун в интервью журналу Computerworld.
Официально заявлено, что Twitter запустил систему поиска, которая раньше была доступна только избранным пользователям, теперь поиск стал доступен всем микроблоггерам.
Естественно, такой успешный сервис является лакомым кусочком для многих компаний. Еще в прошлом году компания Facebook намеревалась приобрести Twitter за рекордные $500 млн., хотя собственные вложения Twitter в развитие сервиса составляют всего $20 млн. Уже в этом году ходили упорные слухи о том, что поисковый гигант Google ведет переговоры о покупке популярного микроблог-сервиса, а 6 мая появилась информация о намерении Apple купить Twitter за $700 млн., однако все слухи развеяли отцы-основатели микроблоггингового сервиса. «Twitter не продается», – заявили они.
Справка. Twitter – микроблоггинговый сервис, представляющий собой смесь IСQ и блога. Позволяет общаться с другими участниками социальной сети с помощью коротких текстовых сообщений (до 140 символов) через SMS или интернет-сервисы. Сообщение, отправленное с мобильного телефона в микроблог, доставляется на мобильные телефоны всех участников «френд-листа». Сервис предоставляет возможность подписаться на ленту заинтересовавших вас людей и быть в курсе всех связанных с ними событий, которые они упоминают в своем твите. Чаще всего Twitter читают с помощью специальных программ для браузера (например, с помощью дискретного приложения twhirl). В настоящее время является крупнейшим микроблогерским сервисом. Темпы роста аудитории сервиса измеряются сотнями процентов, на май 2008 года в Twitter было зарегистрировано несколько миллионов пользователей, в том числе 3 тыс. русскоязычных.