Осенью законодательно могут заставить раскрывать информацию
В ближайшее время в Казахстане инвестиционный климат может стать более привлекательным. Сейчас ведется работа правительства по изменению законодательства о защите инвесторов. В рейтинге Всемирного банка «Защита инвесторов» Казахстан занимает 53-е место из 180 стран мира. Если в стране все-таки будут учтены замечания ВБ, инвестиции пойдут в те секторы экономики, о которых раньше никто и не думал. Потенциально это позволит диверсифицировать экономику. Об этом рассказал «Капитал.kz» Виктор Продедович, консультант Проекта USAID по улучшению бизнес-среды.
– По каким составляющим оценивается Казахстан по «Защите инвесторов»?
– Всемирный банк предлагает определенные критерии, по которым можно оценивать продвижение по пути реформ и улучшение бизнес-климата конкретно в Казахстане. Казахстан занимает определенное место в иерархии мирового бизнеса. Соответственно есть десять индексов, по которым страна оценивалась. Оценка в основном происходит не по макроэкономическим показателям, а по микроэкономическим. Фокус этого исследования Всемирного банка в целом больше касается МСБ. Однако «Защита инвесторов» стоит особняком и касается акционерных обществ. По защите инвесторов есть три основные составляющие: индекс раскрытия информации о сделке, индекс ответственности директоров и индекс легкости судебного преследования директоров компаний.
– Принимает ли правительство какие-либо меры по улучшению показателя?
– Правительство предпринимает шаги, чтобы этот климат улучшить, активно сотрудничает со Всемирным банком, где Всемирный банк выступает не только в роли оценщика, но и в роли консультанта. Существуют проблемы по раскрытию информации. Самые проблематичные сделки происходят, когда диктатуру в акционерном обществе устанавливает доминирующий инвестор. В этом случае миноритарии обычно оказываются за бортом и не получают информации. То есть они не могут влиять на сделки и на политику акционерного общества. Всемирный банк предлагает Казахстану улучшить качество раскрытия информации.
– Как неосведомленность миноритарных инвесторов может влиять на получение ими дохода?
– Например, внутреннее перераспределение финансовых ресурсов, которое может проходить между двумя заинтересованными лицами, может влиять на конечную стоимость акционерного общества и на конечную стоимость акций. Если доминирующий инвестор является владельцем компании, плюс к этому он – владелец другой компании, и сделки проходят между ними, то финансовые потоки могут быть перераспределены, и стоимость перераспределяется на сторону другого юридического лица. В этом случае миноритарии долю по увеличению прироста стоимости акций не получают.
– Планируется ли этот вопрос решать на законодательном уровне?
– Да. Раскрытие информации будет прописано в законе. Инвестиционный климат постоянно требует улучшения. И, соответственно, недостатки по раскрытию информации необходимо улучшать. Для Казахстана это может быть проблемно, потому что в республике все «родственники». Зачастую банки и компании не заинтересованы публиковать информацию. У нас это связано частично с вопросами деловой культуры. Сейчас предложено раскрывать информацию по всем сделкам, которые подпадают под характер заинтересованности.
– Как можно улучшить индекс ответственности директоров?
– У нас возникают проблемы по индексу ответственности директоров, который состоит из семи компонентов. Всемирный банк пытается учесть наилучшую мировую практику, и, например, в англо-саксонской традиции директора могут понести ответственность за причинение ущерба компании через косвенные действия. Директор должен действовать на высоком профессиональном уровне, должен быть верен своей компании и стремиться увеличивать ее стоимость. Для привлечения директора к ответственности достаточно даже косвенных доказательств нанесения урона компании. Например, директор повлиял на определенную сделку, которая привела к убыткам. Это может расцениваться как непрофессионализм, как небрежность, не говоря уже о прямом умысле, и он должен нести ответственность, которая должна охватывать широкий спектр взысканий, начиная от административного наказания, включая гражданскую правовую ответственность, и заканчивая уголовным. Для нашей страны, конечно, понять эту концепцию пока сложно. Еще сложнее применить ее на практике.
– Какой из трех показателей получил меньше баллов?
– Проблематичен оказался индекс ответственности директоров – мы имеем один балл из девяти, хотя в целом мы занимаем высокое место. Высокие баллы набираем по раскрытию информации и по легкости судебного преследования, хотя это несколько абсурдно в отношении легкости судебного преследования, потому что это, в том числе, зависит от индекса ответственности директоров.
– Как компании воспринимают возможность изменения законодательства?
– Мы не можем сказать, что как только эти изменения будут приняты, в Казахстане сразу будет непомерный рост акций на Казахстанской фондовой бирже. Это проявится постепенно, через 1-3 года. Но сейчас наилучшее время, когда мы можем приступить к созданию институциональной основы. Я думаю, что компании должны приветствовать это. Обратная связь говорит о том, что компании заинтересованы в изменениях.
– Способствует ли изменение инвестиционного климата привлечению инвестиций в несырьевые секторы?
– Если мы создадим хорошую информационную структуру и защитим тем самым заинтересованных лиц, которые захотят инвестировать в Казахстан, то добьемся успеха по привлечению инвестиций. Сейчас основная область для привлечения инвестиций, так или иначе, связана с сырьем. Из-за спада цен на сырье инвестиций мало. Но улучшения для привлечения инвестиций позволят диверсифицировать экономику. Если мы сделаем инвестиционный климат более привлекательным, то риски для инвестиций снизятся, и уже ничто не будет мешать как иностранным, так и внутренним инвесторам вкладывать средства в сельское хозяйство, в перерабатывающую отрасль и другие.
– Когда изменения в законодательство будут приняты?
– Я думаю, осенью этого года. Подготовлена концепция, которая практически утверждена, будет готовиться предложение о внесении изменений в нормативные правовые акты. После предстоит работа с правительством и парламентом, но, я думаю, задержек никаких не должно быть.