Предложение открыть российско-грузинскую границу оживило информационное поле в Грузии, добавив еще одну громкую новость к поднадоевшим акциям уличной оппозиции. Во вторник официальный Тбилиси заявил, что готов приступить к консультациям с Москвой об открытии КПП «Казбеги – Верхний Ларс» – единственного легитимного пропускного пункта на сухопутной границе между Грузией и Россией. Таким образом, грузинское министерство иностранных дел ответило на предложение, переданное посольством Швейцарии, которое представляет интересы России в Грузии после разрыва дипломатических отношений между двумя странами.
Как выяснилось, с просьбой узнать позицию Тбилиси по открытию пропускных пунктов «Казбеги» (Грузия) и «Верхний Ларс» (РФ) Москва обратилась к швейцарским посредникам 18 мая. Но еще перед этим рассмотреть возможность открытия границы Грузию попросила Армения. Ереван даже предложил разработать специальную схему пропуска только для армянских грузов и пассажиров. Интересно, что армяне, уже третий год лишенные сухопутной связи со своим стратегическим партнером (единственный путь к которому проходит по грузинской территории), озаботились этим вопросом непосредственно перед появлением российской инициативы.
В Москве свое предложение мотивировали интересами российского и грузинского народов. В Тбилиси ответили, что переговоры могут пройти «в кратчайшие сроки». Об этом заявил глава МИД Грузии Григол Вашадзе. Но он тут же указал на одно условие грузинской стороны: все переговоры должны проходить при участии швейцарцев, поскольку «нельзя исключать каких-либо провокаций с российской стороны». «Я не очень верю в то, что это предложение России обусловлено гуманитарными причинами, – сказал министр. – Они вполне могли рассчитывать на то, что Грузия откажется от переговоров, после чего российские СМИ подняли бы ажиотаж и обвинили Тбилиси в игнорировании интересов собственных граждан, а также соседней Армении. Раньше нас русские известили Ереван об открытии «Верхнего Ларса» и, наверное, считали, что на нас было бы оказано давление. Но мы не учтем ничье мнение, если это не соответствует национальным интересам Грузии».
Вашадзе сразу же усомнился в результативности переговоров с Россией: «Не исключено, что они поставят какие-нибудь неприемлемые условия, как это характеризует Москву. Также не исключено, что таможня будет закрыта сразу же после ее открытия». А на вопрос, может ли Россия потребовать за открытие таможни согласие Грузии на ее вступление в ВТО, глава внешнеполитического ведомства указал на оккупированные и признанные Кремлем регионы – Абхазию и Южную Осетию. «Нельзя, чтобы какая-либо страна имела в отношении Грузии три разных торговых режима, – подчеркнул Григол Вашадзе. – Мы согласны открыть этот пограничный пункт, потому что он является единственным официальным таможенно-пропускным пунктом между Грузией и Россией. Что касается Псоу (абхазский участок границы) и Рокского туннеля (югоосетинский участок границы), то они незаконны. И до тех пор, пока на данных пунктах не будут стоять грузинские пограничники и таможенники, Россия не войдет во Всемирную торговую организацию, поскольку вступление страны в эту организацию происходит только с согласия всех ее членов».
В предложении России ничего не говорится о снятии запрета на грузинскую продукцию. Если речь идет только о передвижении граждан и транзите грузов третьих государств, то у Грузии нет и малейшего практического интереса открыть границу с враждебным северным соседом. За долгое время конфронтации жители двух стран, имеющие связи друг с другом, уже свыклись и приспособились к нынешнему положению дел. Но даже в случае упразднения торгового эмбарго восстановление экспорта в Россию, при всей сиюминутной выгодности, стало бы шагом назад для грузинских производителей. Ведь они не без успехов начали осваивать альтернативные, в первую очередь – западные рынки, а Грузия уже скоро должна перейти на режим свободной торговли с Евросоюзом. Единственные, для кого открытый КПП «Казбеги – Верхний Ларс» имеет действительно серьезное значение – это жители высокогорного Казбегского района Грузии. Но и они уже привыкли преодолевать 160-километровую дорогу в Тбилиси вместо 40-километрового пути в соседний Владикавказ.
Таким образом, у Правительства Грузии могут быть только политические причины соглашаться на открытие пограничного пункта пропуска. Эксперты не торопятся комментировать перспективы этого шага. Решение будет зависеть от множества факторов в постоянно меняющейся конфигурации, с учетом ситуации в зоне конфликта и консультаций с зарубежными партнерами. Одно согласие начать переговоры еще не значит, что вопрос решен, и это в равной степени справедливо как для Тбилиси, так и для Москвы. Хотя последняя наверняка желала бы открыть движение через границу с Грузией. В первую очередь Кремлю нужна связь с военной базой в армянском Гюмри. Но вряд ли в России столь наивны, чтобы рассчитывать на согласие Грузии пропускать через свою территорию военные грузы страны-оккупанта. Однако торгово-транспортная связь с Арменией – единственным российским союзником в Кавказском регионе, которого изоляция толкает на все больший дрейф в сторону Запада – тоже веская причина для неожиданной инициативы Москвы.
Армении в этом треугольнике досталась роль самого заинтересованного, но бессильного наблюдателя. Не случайно армянские СМИ цитировали новость про КПП «Казбеги – Верхний Ларс» едва ли не активней грузинских и российских коллег. Но Ереван не имеет почти ничего предложить Тбилиси, а также не имеет рычагов давления на Грузию – значит, армянские интересы будут учитываться в последнюю очередь. А дорога в Россию тем желанней, чем дальше заходит изоляция Армении от торговой жизни региона. Кольцо замкнется с запуском железной дороги Баку – Тбилиси – Карс и примечательно, что как раз в эти дни в турецком Бодруме был подписан протокол о намерениях по дальнейшей реализации данного проекта. Строительные работы не прекращаются, и в июне государства-участники – Азербайджан, Грузия и Турция – обсудят в Стамбуле финансовые вопросы. Как анонсировал азербайджанский министр транспорта Зия Мамедов, несмотря на кризис, партнеры могут увеличить инвестиции в строительство железной дороги, которой предстоит напрямую соединить Азию и Европу. На этом фоне старания России восстановить с Южным Кавказом те торговые связи, которые она сама обрывала за годы конфронтации с Грузией, выглядят попыткой запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда.