но в интересах каждой из сторон
Правительство России внесло на рассмотрение президента Дмитрия Медведева проект указа «О передаче в доверительное управление «Транснефти» находящихся в федеральной собственности акций «КТК Компании» и «КТК Инвестментс», приобретенных Россией у Омана. Напомним, что Россия в конце прошлого года выкупила у Омана принадлежащие ему в КТК 7% акций. Причиной, по которой Оман покинул КТК, стала неэффективность проекта.
Как считает Олег Егоров, главный научный сотрудник Института экономических исследований Министерства образования и науки РК, с самого начала не было определено, кто со стороны Омана участвует в этом проекте. Больше по инерции говорили, что участниками проекта являются: Россия, Казахстан и Оман. Хотя для последнего он изначально не представлял большого интереса. Оман не торгует своей нефтью, а участвует в этом проекте, получая определенные дивиденды на каждую принадлежащую акцию.
Свою долю Оман оценил в $700 млн. за 7% акций. Изначально же доли участия правительств в КТК распределялись так: Россия – 24%, Казахстан – 19%, Оман – 7%. Теперь, после покупки доли Омана, Россия будет владеть 31% в КТК. В сложной структуре состава акционеров консорциума доли частных нефтяных компаний-участников распределены таким образом: Chevron Caspian Pipeline Consortium Company – 15%, LUKARCO B.V. – 12,5%, Rosneft-Shell Caspian Ventures Limited – 7,5%, Mobil Caspian Pipeline Company – 7,5%, Agip International (N.A.) N.V. – 2%, BG Overseas Holding Limited – 2%, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC – 1,75% и Oryx Caspian Pipeline LLC – 1,75%. Напомним, что помимо Омана КТК покидает и британская ВР, которая через два СП владеет в проекте 6,6% акций и сейчас находится в процессе оформления выхода из консорциума. Эти СП – LUKARCO, в котором BP принадлежит 46% (54% у ЛУКОЙЛа), и Kazakhstan Pipeline Ventures LLC, где BP владеет 49,9%, а контрольный пакет принадлежит «КазМунайГазу». BP – единственная из совладельцев нефтепровода, не прокачивающая по нему свою нефть.
По мнению Олега Егорова, у BP больше интерес в сотрудничестве с Азербайджаном, чем с Казахстаном, поэтому они значительные усилия отдают азербайджанским месторождениям, участию в нефтепроводе Баку – Тбилиси – Джейхан и, возможно, заинтересованы в будущих проектах, связанных с азербайджанской нефтью и газом. Распыление средств на определенной стадии не приносит достаточно дохода, поэтому в таких условиях нужно концентрировать средства на крупных проектах. ВР именно на это и нацелена. Сегодня газовые проекты имеют важное значение для многих стран мира, а для Европы, вообще, особое значение. Поэтому перераспределение средств приводит к тому, что компании отказываются от небольшого участия в тех или иных проектах, таких, как КТК, к примеру, и перенаправляют свои усилия на другие проекты.
Как говорит Олег Егоров, некоторое время назад на Россию начались нападки по поводу того, что «Транснефть» мешает нормально работать консорциуму. Сейчас ситуация нормализовалась, стороны пришли к единому мнению о том, что необходимо увеличивать мощность трубы.
Многие аналитики пытаются сравнить выкупленные Россией и Казахстаном доли в консорциуме. Как писал «Коммерсант», президент АО НК «КазМунайГаз» Каиргельды Кабылдин считает, что «сделка с BP экономически рентабельнее, чем сделка по выкупу Россией доли Омана в КТК, так как дает Казахстану более высокую квоту на прокачку по трубопроводу». Однако сопоставлять доли все-таки не стоит, потому что квоты на прокачку не отражают распределения долей внутри консорциума.