В Казахстане будут построены новые заводы
В Казахстане в ближайшее время планируется создавать совместные производства с Беларусью. Как обещают представители власти, в конечном итоге, в стране будет полноценное, а не отверточное производство. «Есть программы, и очень большой упор делается на локализацию. У нас нет тракторов, очень мало производится сельскохозяйственных машин. Поэтому упор делается на создание совместных производств. Изначально будет отверточное производство, потом будут производиться какие-то части корпуса, и так далее, по нарастающей. Уже есть конкретные договоренности по заводу. Есть договоры, вплоть до того, что сейчас подыскивается участок для строительства», – рассказывает Тимур Сулейменов, вице-министр экономики и бюджетного планирования РК.
Подписаны соглашения о создании совместного предприятия по сборке в Казахстане белорусских станков и инструментов, о создании совместного предприятия по производству автомобильных прицепов и кузовов между АО «Национальная компания «СПК «Сарыарка» и ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава», о создании совместного предприятия по производству сельхозтехники между СПК «Сарыарка» и ОАО «Лидсельмаш».
Совместные производства г-н Сулейменов назвал как положительный момент в создании Таможенного союза, при котором будет проводиться единая таможенная процедура для всех товаров, прибывающих из стран, не входящих в союз. Между Казахстаном, Россией и Беларусью товары будут перемещаться свободно.
Таможенный тариф для других стран повысится, он будет таким же, как со странами–участницами. «Мы привели таможенный тариф к общему знаменателю. Наши тарифы изначально были гораздо ниже, чем в России. Согласовав единый тариф, мы повысили средний тариф, и теперь у нас он выше, чем раньше», – говорит Тимур Сулейменов.
Создание Таможенного союза, а точнее повышение тарифа, поможет оградить Казахстан от дешевого импорта китайского товара, считает вице-министр.
«Имея такого огромного соседа под боком, мы чувствуем сильное давление китайского бизнеса. Более высокий тариф поможет нам защититься. Какие-то определенные категории для небольших партий товаров останутся. Я говорю об экспансии китайских товаров в промышленном масштабе. Автобусы, автомобили, станки и т.д. в Китае дешевле, чем где-либо еще», – отмечает г-н Сулейменов.
Аналитики считают, что создание Таможенного союза способствует устранению провоза теневого товара из Китая. «По статистическим данным, по импорту товара из Китая существует большой разрыв. Это черные и теневые способы провоза. Ставка, которую ввели для физических лиц в упрощенном порядке, 0,6 евро, совершенно убыточна, ей мало людей пользуются», – рассказал «Капитал.kz» Геннадий Шестаков, председатель Совета ассоциации таможенных брокеров РК.
По мнению эксперта, при желании, решить проблемы с теневым провозом можно и своими силами.
«Надо все в комплексе менять. Первое – нужно дифференцировать и снижать ставку, потому что это совершенно невыгодная ставка для легальных провозок, необходимо упрощать систему перевозок. Потому что этот рынок, к сожалению, очень коррумпирован и очень сжат. Нужно его полностью легализовать», – резюмировал г-н Шестаков.
Таможенный союз должен начать работу со следующего года. С 1 июля 2010 года на границе Казахстана и России не будет процедуры таможенного оформления: она будет производиться по сертификату изготовителя. С 1 июля 2011 года таможенное оформление товаров не будет производиться вообще.
«Устранив таможенные барьеры между государствами, мы получаем большой рынок. В обществе бытует мнение, что большие сильные россияне придут и задавят нас, маленьких и неокрепших. Наверное, тут есть доля правды, но в то же время это бизнес, и мы хотим поощрять конкуренцию, и это не будет улица с односторонним движением: как россияне к нам придут, так и мы придем в Россию», – резюмировал Тимур Сулейменов.