USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.34$
+0.100
BTC
97180.30$
+2931.600

Цыплят по осени считают

4 казахстанских вуза могут попасть в топ 500 лучших университетов мираЧетыре казахстанских вуза допущены к участию в рейтинге Ti...

Share
Share
Share
Tweet
Share

4 казахстанских вуза могут попасть в топ 500 лучших университетов мира

Четыре казахстанских вуза допущены к участию в рейтинге Times Higher QS World University Ranking 2009. В результате аудита предоставленных ими данных они смогут попасть для начала в топ 500 лучших университетов мира. Это Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский Национальный университет им. Гумилева, Казахский Национальный технический университет им. Сатпаева и Карагандинский Государственный университет им. Букетова. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала Зоя Зайцева, операционный директор QS World MBA Tour.

«В этом году мы определили себе приоритет: добиться информации от как минимум пары казахстанских вузов – в первую очередь тех, которые имеют стабильно высокие позиции в рейтингах Независимого казахстанского агентства, а также хорошую репутацию на рынке, – говорит Зоя Зайцева. – Как видно из приведенного выше списка, этот проект оказался весьма успешным – четыре казахстанских вуза впервые вошли в базовый список оцениваемых университетов рейтинга QS Times HIGHER. Сколько из них попадет в топ 500, мы узнаем осенью».

По словам Жансеита Туймебаева, министра образования и науки РК, государство уделяет большое внимание вопросам повышения качества высшего образования. А вузами страны ведется постоянный поиск эффективных способов управления образовательной деятельностью. Так, в 43 вузах внедрена система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО-9000.

Однако, почему же казахстанские высшие учебные заведения не попадают в рейтинг вузов не только Европы, но и Азии? По словам г-жи Зайцевой, ответ весьма прост. Казахстанские вузы не появляются ни в одном международном рейтинге, поскольку слабо представлены на региональном уровне и практически не имеют англоязычной информации о себе в открытых источниках.

«Исследовательская команда QS многоязычна, но, к сожалению, мы физически не имели возможности охватить все узкие мононациональные рейтинги. К тому же, традиционно университеты сами обращаются к нам с просьбой оценить их качество на международном уровне. Как несложно догадаться, подобных запросов из Казахстана к нам в прошлом не поступало», – отметила она.

Кроме того, многие сильные локальные университеты иногда не попадают в международные рейтинги не потому, что уступают по качеству образования, а из-за недостаточного понимания методологий сбора данных и проблем с коммуникацией с международными агентствами.

Построение репутации

Построение международной репутации учебного заведения – не быстрый и не очень дешевый проект. Например, для рейтинга Times Higher QS World University Ranking важно мнение международного академического сообщества (Academic Peer Review, 40% от общей оценки позиции вуза) и мнение компаний, рекрутирующих выпускников (Employer Review, 10% от общей оценки).

«Мы используем международные базы контактов, но несложно представить, что доля людей, знакомых с казахстанским образованием, в этих списках крайне мала, – комментирует Зоя Зайцева. – Именно поэтому мы просим как сами университеты, так и наших казахстанских партнеров, помочь нам с контактами из академического мира и HR». В дальнейшем это поможет самим университетам получать более высокие позиции в глобальных рейтингах.

Кроме того, важно помнить об индексе цитирования (Citations per Faculty, 20% от общей оценки). Компания Scopus, анализирующая для QS World MBA Tour научные журналы, опирается в первую очередь на англоязычные издания.

«Я затрудняюсь оценить, сколько раз в год казахстанские профессора и их научные труды упоминаются в мировой академической прессе, – поясняет эксперт. – Судя по тому, что до этого у исследовательской команды ни разу не возникало интереса к данной стране, очень мало. И это еще один важный фактор, на который должны обратить внимание как сами профессора, так и правительство Казахстана».

По ее мнению, в сегодняшних условиях глобализации всех сфер бизнеса и повышенной мобильности молодежи и академиков очень важно создавать достойные условия не только для обучения, но и для серьезных исследований. Подобное тесно связано с техническим обеспечением и материальной поддержкой таких инициатив. Трудно заниматься серьезными исследованиями, когда получаемая зарплата заставляет работать на двух-трех работах сразу.

Определение путей интеграции

В середине июня в Астане состоялась 4-ая Конференция группы международных экспертов в области академического рейтинга (IREG-4) «Международные и национальные рейтинги: сходства и различия». Организована она была Министерством образования и науки РК, Международной обсерваторией по академическому ранжированию и превосходству (IREG) и Европейским центром высшего образования UNESCO-CEPES.

Цели мероприятия были такие: рассмотрение методик проведения международных и национальных рейтингов, определение путей интеграции отечественных вузов в мировые рейтинговые системы.

Министр образования и науки РК Жансеит Туймебаев, открывая конференцию, отметил, что IREG-4 – это, прежде всего, диалоговая площадка для ректоров казахстанских вузов и признанных зарубежных рейтинговых агентств. А для зарубежных участников конференции – возможность ознакомления с системой высшего образования Казахстана, ее достижениями и потенциалом. 

В работе конференции приняли участие 60 руководителей отечественных вузов и более 60 авторитетных экспертов IREG – представителей Всемирного банка, ученых из разных стран.

Группа экспертов по международному ранжированию университетов (IREG) была учреждена в декабре 2004 года в Вашингтоне. С тех пор она внесла значительный вклад в дело реальной оценки деятельности и результатов работы университетов по всему миру. Одним из самых важных достижений Группы экспертов по международному ранжированию университетов было создание «Берлинских принципов по ранжированию вузов», основанных в 2006 году. В «Берлинских принципах» разработаны 16 стандартов ранжирования, используемых всеми рейтинговыми агентствами мира. В целом эти принципы используются для усовершенствования и оценки систем ранжирования в течение долгосрочного периода времени в будущем.

Несмотря на то, что казахстанские вузы пока не представлены ни в одном международном рейтинге, нам есть еще куда расти и развиваться. А проведение такого рода конференций дает нам шанс, который, как видно, мы использовали. Остается ждать осени.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.