В Казахстане вводится экологический стандарт Евро-2 для автотранспортных средств
15 июля в Казахстане начался первый этап введения экологического стандарта Евро-2 для автотранспортных средств. Напомним, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года был утвержден технический регламент «О требованиях к выбросам вредных (загрязняющих) веществ автотранспортных средств, выпускаемых в обращение на территории Республики Казахстан», который и предусматривает поэтапное введение экологических стандартов Евро. Этапность по автотранспортным средствам предполагает также внедрение экологического этапа Евро-3 с 1 января 2011 года, Евро-4 с 1 января 2014 года. По автомобильному топливу: экологический этап Евро-2 – с 1 января 2010 года; экологический этап Евро-3 – с 1 января 2011 года; экологический этап Евро-4 – с 1 января 2014 года.
Регламентом устанавливается запрет на ввоз и производство автотранспортных средств, не соответствующих экологическим стандартам Евро. Это позволит обновить парк автомашин и решить многие экологические проблемы.
Введение Евро-2 позволит запретить ввоз европейских автомобилей старше 1997 года выпуска, то есть старше 12 лет, а при введении Евро-3 (с 2011 года) – ранее 2001 года выпуска. При этом эксплуатируемые автомашины не попадают под действие новых экологических требований и могут работать до полной амортизации и физического износа.
На этапе Евро-2 будут ужесточены требования по концентрации свинца и серы, требования по давлению насыщенных паров, по объемной доле углеводородов, установлены показатели по отложению на впускных клапанах. Для поддержки этой работы Минэнерго разрабатывает «Программу развития нефтеперерабатывающей отрасли РК на период 2009-2015 гг.», по комплексному развитию НПЗ страны, созданию дополнительных мощностей по переработке нефти. Но сегодня технологические возможности НПЗ ограничены и не позволяют осуществлять глубокую переработку нефти и производить продукты, отвечающие требованиям Евро-3,4, хотя согласно официальной информации Министерства энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, 60% топлива, производимого на трех существующих в республике НПЗ, соответствует стандартам Евро-2. По некоторым оценкам, на производство топлива, соответствующего требованиям стандарта Евро-3, отечественные НПЗ смогут перейти в 2014 году, Евро-4 – в 2016 году.
Напомним, что первые общеевропейские нормы токсичности Евро-1 были введены в 1993 году. Были установлены предельные нормы выбросов окиси углерода (СО), суммарных выбросов несгоревших углеводородов и окислов азота (НС+NОх), а также сажи для дизельных двигателей. Евро-2 был введен в 1996 году, при этом требования по выбросам были ужесточены в среднем в полтора раза. В 2000 году вступили в силу нормы Евро-3. В настоящее время страны ЕС перешли на Евро-4: по всем показателям эти нормы в два раза жестче, чем Евро-3. Ожидается, что следующий стандарт, Евро-5, будет введен в конце 2010 года.
Стандарт Евро-2 уже введен в России, Украине и Узбекистане несколько лет назад. По словам Дмитрия Александрова, аналитика ИК Financial Bridge, Россия переходила на стандарт Евро-2 очень непросто. Из-за боязни нефтяников платить огромные штрафы за топливо, несоответствующее стандартам, были перенесены сроки реализации следующих этапов. Кроме того, необходимо инвестировать дополнительные средства в модернизацию производства, а это в условиях кризиса достаточно сложная задача. «При производстве экологического топлива используются настолько тонкие системы очистки, что затраты НПЗ растут в геометрической прогрессии соответственно уровню стандарта», – говорит г-н Александров. Естественно, растет и цена бензина. По оценкам российских экспертов, в среднем розничная цена бензина стандарта Евро-2 на 10% выше обычного топлива такой же марки. Бензин Евро-3 дороже топлива Евро-2 уже на 15%. Бензин Евро-4 – на 20% дороже Евро-3.
«Повышения цен на автомобили, по нашей оценке, не ожидается, стоимость топлива также меняться не будет», – заявил директор департамента стратегического планирования и развития транспортно-коммуникационного комплекса Минтранскома Болат Жансугуров.