хотя харизма может обеспечить ему руководство в АФН
Еще не успели чиновники и творцы придумать концепцию новой финансовой системы Казахстана, как уже начался дележ функций АФН и Нацбанка. Кайрат Келимбетов предложил возложить весь надзор на Григория Марченко, назвав последнего харизматичным.
«Глава государства, – отметил г-н Келимбетов в интервью газете «Панорама», – поручил рассмотреть концепцию того, какой должна быть финансовая сфера после кризиса. И одна из идей, которая должна быть рассмотрена в ближайшее время, – это объединение Нацбанка и АФН. Нацбанк сохранил кадры и профессионализм и мог бы подтянуть на этот уровень финнадзор. При этом возглавлять данную структуру должен харизматичный человек, на которого невозможно оказать давление. Я смотрел недавно фильм про министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, которого называли «мистер Нет». Вот у нас тоже в каком-то смысле должен быть свой «мистер Нет». И считаю, что нынешний глава Нацбанка – как раз такой «мистер Нет». Он может сказать «нет», отстоять свою точку зрения на самом высоком уровне, вплоть до своей отставки».
Чуть позже Григорий Марченко заявил о том, что «мы, как Национальный банк РК, необходимости и целесообразности такого объединения не видим». Такое заявление он сделал перед журналистами после отчета у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в понедельник в Алматы. При этом г-н Марченко добавил, что таково и его личное мнение.
Роман Солодченко, бывший председатель правления БТА Банка, отметил, что, прежде всего, необходимо понять, с какими именно функциями, по мнению г-на Келимбетова, не справляется АФН. Если имеется в виду жесткость регулирования банковского сектора или предупреждение случившегося кризиса, то те же самые претензии можно адресовать и Нацбанку. «Насколько мне известно, в этом отношении оба института всегда придерживались одной и той же позиции, и никаких разногласий по этому вопросу между ними не было. Если же речь идет об очередном назначении виновных, то тут уже разницы нет, кого с кем сливать», – отметил он.
«На мой взгляд, до 2008 года, то есть до тех пор, пока агентство не превратилось в инструмент реализации политических и иных амбиций аппарата президента, правительства и «Самрук-Казына», оно прекрасно справлялось со своими задачами. Причем делало это через понятные для всех участников рыночные механизмы», – рассказал Роман Солодченко. Повышенные риски, присущие любой быстрорастущей банковской системе, компенсировались более высокими требованиями по капитализации. Объем внешних заимствований также был завязан на капитал через дополнительно введенные коэффициенты. Любые изменения и дополнения в законодательные акты широко обсуждались с участниками рынка, и их мнение всегда принималось во внимание. Хорошей репутацией АФН пользовалось и за пределами страны. «Другое дело, что сейчас, в условиях жесткого государственного контроля финансового сектора, рыночные подходы не устраивают правительственных чиновников, и они пытаются вывести «новую породу» регулятора. Ну, так в этом случае, АФН надо «скрещивать» не с Нацбанком, а с финансовой полицией или прокуратурой», – добавил экс-председатель правления БТА.
Экономист Канат Берентаев полагает, что пару лет назад АНФ и Нацбанк разделили. Основным доводом тогда было то, что Нацбанк имеет ряд аффилиированных компаний, и что нельзя одновременно надзирать и регулировать. И за основу была взята английская система, где функции надзора и Нацбанка разделены. «И тогда, я полагаю, этого не стоило делать, потому что финансовая система не очень большая. Другой вопрос в том, почему эта необходимость всплыла именно сейчас», – отмечает экономист. Это, по его мнению, связано с тем, что в последнее время было много нареканий в адрес Нацбанка и АФН в части того, что они упустили контроль над деятельностью казахстанских банков, особенно в части внешних заимствований. С другой стороны, эти органы и правительство одобряли правление наших банков на привлечение синдицированных займов и экспансию этих денег в другие страны, оценивая это как зрелость банковской системы страны. А сейчас кто-то должен нести ответственность.
«Подобное решение – своего рода размывание этой самой ответственности, – уверен г-н Берентаев. – Если АФН до определенного момента отвечало за эту деятельность, а потом его упразднили до департамента Нацбанка, то ответственность снимается и с АФН, и с Нацбанка, так как последний тогда не отвечал за решения агентства, а последнего вообще не существует. Шаг по слиянию этих органов – попытка размыть ответственность и вынести из-под критики надзорные органы, и оттого, что их объединят, не произойдет улучшения управления. С формальной точки зрения, АФН все делало и делает правильно». «К тому же, Елена Бахмутова, председатель агентства – профессионал высокого класса и вполне вероятно, что ее позиция не совпадает с теми шагами, которые пытается сделать фонд «Самрук-Казына» в отношении банков. И ясно, что ее мнение расходится с позицией Национального банка. В свете этого одним из способов устранения на своем пути является ликвидация таких организаций или конкретных людей. И вместо того, чтобы обосновать свою позицию, фонду легче реорганизовать агентство», – добавил Канат Берентаев.
«Само по себе слияние АФН с Нацбанком не должно было бы отразиться на банковской системе, но в контексте последних событий, я считаю, этот шаг направлен на ужесточение контроля и усиление государственного диктата в финансовом секторе. В этом вопросе правительству не занимать энтузиазма, а Григорию Марченко опыта в том, чтобы правильно донести смысл происходящих изменений до международной аудитории. Проигравшими же окажутся сами участники рынка», – рассказал г-н Солодченко.
«Среди нынешних государственных управленцев г-н Марченко, безусловно, уникальная фигура, которую регулярно призывают под знамена в трудные для страны времена и столь же регулярно задвигают в «годы тучные». У него нет своей команды и при всей харизматичности за рубежом он пользуется гораздо большим авторитетом, чем на родине. Проблема заключается в том, что именно в силу этой уникальности адекватной замены ему в чиновничьей колоде нет, и не предвидится, а значит, успех или провал финансового сектора страны будет зависеть от личных и профессиональных качеств одного политически уязвимого человека. Кроме того, опыт предыдущих отставок Григория Александровича говорит нам о том, что в решении принципиальных вопросов президент всегда оставался на стороне чиновников. Характерно, что сам глава Нацбанка поспешил опровергнуть заявление Келимбетова, назвав его одним из рассматриваемых предложений», – уточнил Роман Солодченко.
При этом, он добавил, что если верить г-ну Марченко, обсуждение концепции развития финансовой системы продлится до октября. «С другой стороны, г-н Келимбетов – слишком опытный аппаратчик, чтобы озвучивать столь долгосрочные идеи. Скорее всего, принципиальное решение уже принято, а, учитывая критический тон в адрес АФН, можно предположить, что вдогонку ему постараются навесить как можно больше грехов. Не исключено, что по времени это совпадет с принятием решения о банкротстве БТА банка», – подчеркнул г-н Солодченко.
Концепция наготове
Концепция новой финансовой системы Казахстана, как ожидается, будет принята предстоящей осенью, сообщил Григорий Марченко после отчета Нацбанка по результатам первого полугодия у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в понедельник в Алматы. По его словам, к настоящему времени еще не все госорганы представили свои предложения по проекту концепции. Вместе с тем он сообщил, что глава госагентства по финнадзору (АФН) Елена Бахмутова предложила создать постоянно действующий совет по вопросам финансовой стабильности.
По мнению г-на Марченко, основным результатом прошедшего полугодия является существенное снижение уровня инфляции в годовом выражении. «Основной результат первого полугодия – это снижение инфляционного фона. 1 июля к 1 июля прошлого года инфляция была на уровне 7,6%, 1 августа к 1 августа упала ниже 7%. Это в 2,5 раза ниже, чем ее уровень в прошлом году», – подчеркнул г-н Марченко.
Кроме того, глава Нацбанка проинформировал президента о предварительных итогах проведенной в стране девальвации. «Через 6 месяцев стало ясно, что обменный курс 150 тенге за доллар и тот коридор плюс/минус 5 тенге были выбраны правильно», – подчеркнул Григорий Марченко. «И еще раз было подтверждено, что у государства есть достаточно резервов, чтобы этот курс обеспечивать. Президент тоже подтвердил, что второй волны девальвации не будет», – добавил глава Нацбанка.
Кроме того, г-н Марченко сказал, что президент в ходе встречи дал несколько поручений, а именно ежеквартально проводить тщательный мониторинг по платежному балансу страны и внести предложение о том, как лучше использовать свободную ликвидность банков. С начала текущего года ликвидность банков существенно выросла – с $2 млрд. по состоянию на февраль до $6 млрд. в настоящее время, отметил глава Нацбанка. Он также сообщил, что сейчас необходимо продумать вопрос использования этих денег для расширения кредитования реального сектора экономики.
Создать новую концепцию финансовой системы Глава государства распорядился в мае текущего года. Планировалось, что основными направлениями новой концепции станут мобилизация внутренних источников финансирования путем смещения акцентов фондирования банков с внешних источников на внутренние, повышение эффективности использования средств пенсионной системы, страховых организаций, развитие фондового рынка, а также совершенствование механизмов распределения средств в экономике. При этом Нурсултан Назарбаев констатировал, что отечественный банковский сектор не смог адекватно противостоять влиянию мирового финансового кризиса. «Банковский сектор не прошел проверку свободным рынком, став проводником внешних шоков, вызвавших цепную реакцию распространения кризисных импульсов в реальный сектор экономики республики», – отметил тогда Глава государства.
В результате в условиях кризиса все издержки вынуждено компенсировать государство как кредитор последней инстанции: спасать банки, оказавшиеся на грани банкротства, поддерживать вклады населения, защищать дольщиков, поддерживать малый и средний бизнес.