Казахстанское образование нуждается в реформировании
Система отечественного образования нуждается в кардинальном изменении. Сейчас уровень казахстанского образования сравнительно низкий. Кроме того, оно не только оказалось неконкурентоспособным в развитых странах, но и внутри страны выпускники вузов остаются невостребованными. Такое мнение высказывают российские и отечественные аналитики.
По словам Сауле Каликовой, консультанта по образованию института «Открытое общество», фонд Сорос-Казахстан, в отечественном образовании, причем как в высшем, так и в среднем необходимо улучшать техническую базу, менять учебные программы и систему преподавания. «Нужно менять содержание учебных программ, а уже новое содержание подкреплять подготовкой соответствующих преподавательских кадров как для школы, так и для вузов, новой материально-технической базой, оснащением соответствующего оборудования», – рассказала «Капитал.kz» г-жа Каликова.
Несмотря на хорошее финансирование сектора образования, основные вопросы остаются нерешенными, считают аналитики. «Так, год от года в течение последних пяти лет уровень финансирования системы образования повышается. Создается много адресных программ, через которые идет компьютеризация школ, подключение к интернету и прочее. Тем не менее, эти вопросы остаются, на мой взгляд, одними из важных и нерешенных, где нужно делать такие серьезные изменения как реформа учебных программ. Это сложная задача, не одного дня, – говорит консультант по образованию. – Но казахстанская система образования начала двигаться в сторону позитивных изменений. Например, сейчас идет реформа национальных стандартов в связи с переходом на 12 лет, где тоже меняются содержание образования, учебные программы, учебные планы школ».
Неконкурентоспособность казахстанского образования признана на международном уровне. Известно, что еще ни один из действующих вузов Казахстана не получил международную аккредитацию в мировых рейтинговых агентствах. «Конкурентоспособность нации определяется не просто большим количеством студентов, а большим количеством студентов, получающих очень качественное образование», – говорит Серик Ирсалиев, официальный представитель Министерства образования и науки (МОН) РК.
По его словам, нет однозначного ответа на вопрос о качестве высшего образования в Казахстане. «Во-первых, практика реализации программы «Болашак» свидетельствует о том, что выпускники наших вузов, бакалавриата спокойно едут в самые лучшие университеты мира и достаточно успешно осваивают их академические программы, при этом никаких проблем с признанием этих дипломов за рубежом на нашей памяти нет», – отметил официальный представитель.
«С другой стороны, ни один казахстанский вуз не получил международную институциональную аккредитацию в мировых признанных агентствах», – подчеркнул г-н Ирсалиев.
Кроме того, «ни один казахстанский вуз не участвует в признанных мировых университетских рейтингах – есть Шанхайский рейтинг, рейтинг «Таймс». И попыток участия даже не было, в том-то и проблема», – добавил представитель МОН.
Однако отметим, что все же четыре казахстанских вуза проявили интерес и допущены к участию в рейтинге Times Higher QS World University Ranking 2009. В результате аудита предоставленных ими данных они смогут попасть для начала в топ 500 лучших университетов мира. Это Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Евразийский Национальный университет им. Гумилева, Казахский Национальный технический университет им. Сатпаева и Карагандинский Государственный университет им. Букетова. Об этом в интервью «Капитал.kz» рассказала Зоя Зайцева, операционный директор QS World MBA Tour.
Ответ на вопрос: почему казахстанские высшие учебные заведения не попадают в рейтинг вузов не только Европы, но и Азии – весьма прост. По словам г-жи Зайцевой, казахстанские вузы не появляются ни в одном международном рейтинге, поскольку слабо представлены на региональном уровне и практически не имеют англоязычной информации о себе в открытых источниках (см. «Капитал.kz» от 9 июля 2009 года).
Участие четырех вузов в рейтинговании стало возможным, в том числе, благодаря проведенной в июне этого года на территории Казахстана 4-ой Конференции группы международных экспертов в области академического рейтинга, при поддержке Министерства образования и науки РК. Цель мероприятия заключалась в налаживании сотрудничества руководителей казахстанских вузов с иностранными экспертами. «Руководители наших университетов должны были установить контакты с этими экспертами, чтобы на следующий год попытаться принять участие в мировых рейтингах», – отметил официальный представитель МОН РК.
Также, по сведениям г-на Ирсалиева, в прошлом году в рейтинге ВЭФ по индексу глобальной конкурентоспособности Казахстан из 12 показателей системы образования по четырем находился в списке пятидесяти лучших. «Сейчас мы только по одному показателю остались в этой пятидесятке, остальные наши показатели ухудшились», – уточнил он.
По словам Сауле Каликовой, для прохождения международной аккредитации институт должен перестроить свои учебные программы в соответствии с международными стандартами. «Те программы, которые получают студенты, поступившие на определенную специальность, должны быть релевантные и сопоставимы с такими же программами, которые преподаются по этой же специальности, например, в МГУ или западном университете», – подчеркивает эксперт.
Как рассказал «Капитал.kz» Кайсын Хубиев, профессор МГУ, сталкиваться с низким уровнем казахстанского образования приходилось неоднократно. Основной причиной, по мнению специалиста, является нехватка квалифицированных преподавателей.
«Я однажды столкнулся с ситуацией, где одна студентка была переведена из университета им. Гумилева на экономический факультет филиала МГУ. Она «провалилась по всем статьям». Было необходимо найти преподавателей, которые помогли бы ей. Я, имея знакомых экономистов, которые учились в МГУ, с большим трудом нашел одного человека, который смог подготовить студента по программе первого и второго курса. Больше мы там преподавателей не нашли, которые могли бы справиться с таким заданием. Судя по университету Гумилева, уровень казахстанского образования очень низкий. Я встречался с коллегами, которые слезно жаловались на низкий уровень и в других вузах», – рассказывает г-н Хубиев.
По мнению аналитиков, выпускники оказываются неконкурентными на рынке труда, потому что те знания, которые продолжают давать казахстанские вузы, морально устаревают. Учебные заведения не успевает адаптировать программы и содержание образования к новым требованиям рынка труда, который меняется быстрее, чем система образования.
«Вузы дают хорошую фундаментальную подготовку, но сейчас этого уже недостаточно. Если мы посмотрим на вакансии, работодатели требуют от своего кандидата не только конкретных знаний по той или иной специальности, они больше заинтересованы получить работника, который бы обладал более широкими компетенциями. Например, высокая степень обучаемости, умение ориентироваться в любой ситуации, способность решать проблемы. Очень быстро меняются технологии и узкие знания, которые специалист получает в вузе, ему просто не нужны, потому что там уже другие технологии и работодатель может взять его с этим базовым дипломом. Но для работодателя сегодня очень важно, чтобы человек умел работать с информацией, умел обучаться, быстро решать проблемы», – полагает г-жа Каликова.
Менять систему обучения необходимо со школьной скамьи. «У школьника должны быть хорошие базовые знания, но в то же время школа должна дать своим выпускникам умение применять эти знания в той или иной ситуации, в том числе нестандартной. Все наши тесты проверяют просто учебную программу, что выучил и что ответил. И вся наша система на этом и построена, тогда как система образования в мире пошла уже дальше, они уже задали следующий вопрос. Ученик получил знания и следует вопрос, что он с этими знаниями будет делать, как может их применять», – поясняет Сауле Каликова.
По мнению г-на Хубиева, преподавателей необходимо приобщать к программам ведущих вузов. Отправлять на переподготовку в учебные заведения мирового масштаба, а не прикрываться формальным сотрудничеством. «Должен быть обмен опытом и программами. Я предлагал и другие формы сотрудничества, например, присылать преподавателей на стажировку в МГУ и обучать. Реальное сотрудничество, с реальными результатами», – говорит профессор.
Аналогичного мнения придерживается и г-жа Каликова. «Нужно менять систему подготовки и повышение квалификации учителей. Если мы хотим качественное образование, которое бы удовлетворяло потребителей, родителей, учащихся и рынок труда, мы должны формировать новую генерацию учителей, которые могли бы по-новому работать. Учитель должен не просто стоять и пересказывать учебник, а должен уметь создавать учебные ситуации, где учащиеся могли бы работать на практике»,– резюмировала Сауле Каликова.
Мунавара Палташева, исполнительный директор Форума предпринимателей Казахстана, считает, что проблема несоответствия выпускников рынку труда возникла из-за того, что нет согласованности между государством и работодателями. Представители и власть не знают, в каких специальностях нуждается страна, а вузы не знают, что необходимо для потенциальных работодателей.
«Надо смотреть сначала, кто нужен стране. У нас же в основном готовят экономистов и финансистов. В министерствах разрабатывают программы, а работодатели, которые знают, что им надо, не участвуют в этом. В результате специалиста, который закончил вуз, нужно переучивать заново. У него нет ничего кроме амбиций, – пояснила «Капитал.kz» г-жа Палташева. – Те программы, которые есть в институтах, и те преподаватели, которые преподают, оторваны от жизни. Оторванность от практики – вот результат того, что специалисты не востребованы. Государство должно работать с отраслевыми ассоциациями, которые будут четко говорить, какая специализация нужна, какая потребность в специалистах, и что они должны знать, чтобы у нас не готовили специалистов на десять лет назад».