Работа в кооперативах снизит цены на продукты
Рост цен на продовольственные товары можно остановить. Такое мнение высказали опрошенные «Капитал.kz» эксперты. Чтобы снизить стоимость отечественных продуктов, по мнению Саната Курмангалиева, члена правления экономистов АПК РК АО «Казагроинновация», необходимо создавать кооперативы. В этом случае можно не только остановить рост цен, но и снизить существующую стоимость продуктов на 40%.
«Производители, переработчики и реализаторы должны объединиться, поскольку затрат у них будет гораздо меньше. Так, при производстве сырья, переработке и реализации у каждого из них имеются свои затраты. В кооперации эти затраты учитываются, выводится средняя цена, рентабельная для всех троих и так по всем направлениям, – рассказывает «Капитал.kz» г-н Курмангалиев. – У каждого есть свои особенности, но в кооперации есть возможность собраться, обговорить все статьи расходов и т.д. и решить проблемные вопросы».
Кроме того, эксперт полагает, что для того чтобы кооперативы заработали, необходимо заинтересовать людей и поменять законы. Поскольку специальные законы по кооперации изданы, но они не действуют. При этом льготные кредиты выделяют не всем кооперативным движениям, а только производственным кооперациям. «Поэтому чтобы заинтересовать население, необходима помощь государства и производителям, и переработчикам, и оптовикам», – поясняет Санат Курмангалиев.
Лидия Михеева, эксперт Молочного союза Казахстана, в свою очередь предлагает пропагандировать отечественную продукцию и обязать крупные торговые сети этому способствовать. Поскольку, согласно данным Агентства РК по защите конкуренции, которое, проанализировав рынок розничной торговли, сделало вывод – к росту цен на продовольственные товары приводят дискриминирующие условия крупных ритейлеров.
«Это навязывание крупными торговыми сетями, ритейлерами дискриминирующих условий к поставщикам продовольственной продукции, в том числе отечественного производства, отсутствие стимулов для развития казахстанского производства товаров, наличие посредников, а также ежегодный рост импорта продукции первой необходимости. Все это приводит к паразитированию ритейла за счет производителей»,– говорится в сообщении (см. «Капитал.kz» за 20 августа 2009 года).
По мнению эксперта, супермаркеты предпочитают импортную продукцию по нескольким причинам: длительное хранение и низкая стоимость. Отечественная продукция в большинстве своем выходит дороже импортной, кроме того, она быстро портится. Поэтому торговым сетям выгоднее закупать импортный товар, делать на него большую накрутку, поскольку прибыль они получат больше, чем от казахстанского товара, учитывая, что в стране нет ограничений по торговой надбавке. По информации таможенных органов, таким образом, разница между розничными и оптовыми ценами составляет три раза.
Аналитики видят необходимость в пропаганде отечественной продукции и установлении правил для ритейлеров. Например, чтобы 83% от общего ассортимента товара в магазине была продукция отечественного производства и на видном месте. Сейчас торговые сети запрашивают большие суммы за предоставление места для реализации продукции. Это скрытый доход, который не входит в торговую надбавку.
«Сегодня Украина завозит сыр, а завтра – перестанет, но к тому времени мы можем растерять все свои хозяйства, заводы и т.д. Если так и дальше будет, то мы наш рынок в скором времени самолично отдадим зарубежным предприятиям. Без борьбы за свой рынок мы, прежде всего, наносим удар по отечественному крестьянству», – заключила Лидия Михеева.