Рестораторы борются за клиентов
Бизнес общественного питания находится в плачевном состоянии. Оправдываются самые пессимистические прогнозы. Как рассказал «Капитал.kz» Валерий Ломакин, управляющий директор интернет-журнала Menu.kz, только в Алматы закрылось более половины точек общественного питания, в то время как открылось не более двух заведений.
«Бизнес общественного питания терпит большие неудачи. На самом деле не очень утешительные прогнозы (как мы прогнозировали, 50% будут закрываться), так это и происходит, даже в некоторых случаях превышают такую цифру», – рассказывает г-н Ломакин.
Развитие, по мнению специалиста, будут иметь заведения общественного питания формата фаст-фуд, причем не все, а с приемлемой ценой, с чеком ниже среднего. «Более– менее на плаву остаются заведения с минимальной суммой чека. Дело в том, что заведения появляются, и тут же закрываются. Различные заведения разных форматов открываются из общественного питания, но опять же остаются только те, которые соблюдают грамотную ценовую политику. Остальные либо продают, либо отдают кому-нибудь в управление, или перепрофилируют на какой-то другой вид деятельности. Успех будут иметь форматы типа недорогого фаст-фуда», – говорит директор интернет-журнала.
В ближайшее время возможно появятся на рынке Казахстана точки общественного питания нового формата – передвижные станции. По словам аналитиков, этот формат достаточно актуален сейчас и уже показал свою успешность в других странах. Клиенты предпочитают более дешевую кухню. Из заведений общественного питания, где чек выше среднего, клиенты стали переезжать в недорогие заведения фаст-фуда.
Посетители этого сегмента рынка, в свою очередь, отказались и от такого обеда, и перешли на услуги магазинов или домашнюю еду.
Пока в Казахстане нет интересных предложений. По словам экспертов, такой формат пользовался бы большим успехом, так как чек в таком месте ниже среднего. Основной проблемой для подобных представителей общественного питания, впрочем, как и для всего бизнеса, является высокая аренда. И это несмотря на ее снижение в последние два года.
«Но на самом деле сейчас нет хороших предложений от ресторанов для потребителя. В России есть такой формат заведения ниже среднего, это «крошка-картошка», «елки–палки». У нас вообще нет таких форматов, за исключением системы «Каганат». Почему-то этот сегмент у нас мало развивается. Возможно, бизнесмены опасаются рисков. Это очень удобный формат. Бизнес общественного питания требует достаточно большого количества времени, затрат. Сделать фаст-фуд на большой аренде нереально, нецелесообразно с экономической точки зрения. «Крошка-картошка», «Блинок» и подобные заведения в Москве и Санкт–Петербурге очень хорошо живут только за счет того, что им не приходится платить за аренду сумасшедшие деньги», – говорит г-н Ломакин.
О развитии фаст-фуда в мировом масштабе свидетельствуют и показатели компании McDonald's. Сеть ресторанов увеличила продажи в мае этого года на 5,1% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. Наилучшие показатели наблюдаются в Европе, где продажи выросли на 7,6%. В США продажи увеличились только на 2,8%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке и Африке – на 6,4%. В McDonald's отмечают, что на увеличение выручки повлияло открытие McCafe в ряде стран мира. Кроме того, популярностью в условиях кризиса пользовалось и стандартное меню.
В Казахстане представительств этой сети нет, но подобный формат оказался в более выгодном положении, нежели другие.
Средний чек на рынке продолжает снижаться. Если еще полгода назад снижение достигало 20%, то сейчас переваливает за 30%. Рестораны и кафе буквально борются за клиентов, делая выгодные предложения и придумывая новые акции.
Популярными акциями стали скидки и готовые предложения по корпоративам. В летний период рынок держался в основном за счет свадеб. Осенью и зимой ситуация может ухудшиться. «Пока идет летний сезон, у всех заведений ориентир на свадьбы, и только за счет этого они держатся. Что касается акций, то рынок очень серьезно оживился
за последний год. Примерно в 4 раза увеличились предложения. Например, «берешь одну пиццу, вторая в подарок». Акции всегда пользовались спросом, просто эти моменты нужно менять. Если одну и ту же пиццу предлагать в течение года, то клиенту в любом случае надоест. Предлагаются разные вариации», – говорит директор журнала.
Экономить участникам рынка приходится на персонале. По словам представителя общественного питания, заведения формат фаст-фуда оказались в более выгодном положении из-за низкой заработной платы персонала. Именно в таких заведениях наблюдается большая текучка кадров.
Экономия происходит в интерьере заведения и на шоу-программах. По словам аналитиков, экономить можно на всем, кроме качества. «Помимо дешевизны нужно еще предложить хороший сервис. Поэтому предприниматели общественного питания могут сэкономить на персонале, но не на качестве обслуживания. Сейчас и с персонала больше спроса. Поэтому кто на рынке останется самым лучшим, у кого будет соответствовать стандартам чистота, сервис, уровень низких цен, те и будут выживать. Это основные критерии к тому, чтобы сейчас быть успешным в сфере общественного питания», – резюмировал г-н Ломакин.