Эффективность СПК так и осталась на уровне ожидания
Устойчивыми бизнес-структурами, осуществляющими свою деятельность с целью получения прибыли от производства и продажи товаров и услуг, сегодня называют социально-предпринимательские корпорации (СПК). В их деятельность входит содействие экономическому развитию регионов путем консолидации государственного и частного секторов, создание единого экономического рынка на основе кластерного подхода, формирование благоприятной экономической среды для привлечения инвестиций и инноваций и т.д. Имея в собственности финансовые активы, госактивы, земельные активы, право недропользования на разведку и добычу полезных ископаемых, индустриальные парки, СПК ими управляет неэффективно, в частности, активами государства. Об этом в интервью «Капитал.kz» заявил член Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Ермек Имантаев.
– Ермек Жетписбаевич, идея создания социально-предпринимательских корпораций вызвала неоднозначные оценки экономистов и экспертов. Оправдались ли ожидания разработчиков?
– СПК функционируют в Казахстане с 2007 года. Их насчитывается всего 7. По замыслу разработчиков, государственные корпорации должны были стать устойчивыми бизнес-структурами в регионах. С СПК были связаны огромные надежды. Планировалось, что они будут содействовать экономическому развитию регионов, а полученную прибыль от деятельности реинвестировать на реализацию социально-культурных проектов. Но как показали проверки Счетного комитета, пока ожидания эффективности СПК так и остались на уровне ожиданий.
Социально-предпринимательские корпорации не соответствуют роли региональных локомотивов. Они неэффективно управляют активами государства. Ревизорами Счетного комитета выявлены нарушения на общую сумму 6,3 млрд. тенге, допущенные СПК в 2007-2008 годах.
– В чем причина неэффективности СПК, на Ваш взгляд?
– Причин много. Но главная в том, что у правительства изначально не было ясного и четкого видения, что такое СПК. Как вы помните, вначале разработчики говорили, что СПК займутся вопросами реабилитации нерентабельных государственных активов в регионах. Потом концепция претерпела изменения. И СПК решили делегировать роль социально-ответственного бизнес-игрока от государства. И эта расплывчатость до сих пор присутствует в ориентации их деятельности. Не было системного подхода в вопросах становления и развития СПК. Действующие нормативные правовые акты в недостаточной степени регулируют деятельность СПК. До сих пор отсутствует единая государственная стратегия их развития. В 2007-2008 годах социально-предпринимательские корпорации осуществляли свою деятельность без среднесрочных планов развития. Это происходит, потому что наблюдается частая смена ответственных за государственное управление СПК. В 2007 году этим занималось министерство индустрии и торговли. В 2008 году социально-предпринимательские корпорации стал курировать Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». И с недавнего времени СПК снова перешли в ведение министерства индустрии и торговли. В результате перекладывания ответственности то на одних, то на других мы имеем неэффективные СПК.
– Насколько преуспели СПК в реализации инвестиционных проектов, внедрении перспективных инноваций?
– Проработанных и успешно реализуемых проектов практически нет. За время деятельности всех социально-предпринимательских корпораций, начиная с 2007 года, ими всего реализован 21 инвестиционный проект, из них 16 – СПК «Сарыарка».
В ходе контроля установлена несвоевременная реализация инвестиционных проектов. Так, СПК «Ертic» из республиканского бюджета было выделено 968,3 млн. тенге на реализацию пилотного проекта в городе Курчатове Восточно-Казахстанской области для обеспечения жильем 200 семей в рамках программы «Нұрлы көш». Но средства остались не освоенными из-за отсутствия желающих переселиться на постоянное место жительства в Курчатов и из-за высокой стоимости нового жилья.
Или другой пример неэффективного использования корпорациями государственных финансовых ресурсов. Для строительства индустриального парка в Карагандинской области в 2007-2008 годах СПК «Сарыарка» выделено 7 млрд. тенге и предоставлена площадка в городе Темиртау. В последующем из-за близкого залегания грунтовых вод и недостатка электроэнергии строительство инфраструктуры на площадке приостановлено. При этом на разработку технико-экономического обоснования и проектно-сметной документации были израсходованы бюджетные средства в сумме 537,8 млн. тенге. В настоящее время не используется разработанное технико-экономическое обоснование для строительства ТЭЦ-4 на сумму 263,8 млн. тенге из-за прекращения дальнейшего строительства этого объекта.
Кроме того, анализ доходов отдельных СПК показывает, что в их структуре зачастую до 100% удельного веса занимают вознаграждения от размещения денежных средств на депозитах в банках второго уровня. Так, СПК «Ертic» получены доходы в сумме 158,2 млн. тенге только по вознаграждениям от размещения денежных средств на депозитах в банках второго уровня в сумме 4 млрд. тенге. Аналогично в СПК «Оңтүстік» вся сумма доходов 265,6 млн. тенге получена только по вознаграждениям от размещения свободных денежных средств на депозитах. В СПК «Каспий» и СПК «Жетiсу» вознаграждения достигают до 95% от полученных доходов.
Четыре из семи действующих социально-предпринимательских корпораций по итогам финансово-хозяйственной деятельности за 2007-2008 годы допустили убытки на общую сумму 1,1 млрд. тенге.
– Что нужно сделать для повышения эффективности управления активами государства в СПК?
– По результатам контроля Счетный комитет рекомендовал правительству выработать единую стратегию развития. Важно регламентировать правовую основу деятельности СПК. Министерство, как куратор, должно утверждать среднесрочные планы развития социально-предпринимательских корпораций. Проекты СПК должны быть проработанными и обоснованными. Нужны четкие критерии и индикаторы оценки их деятельности. С решением этих вопросов возможно становление СПК как устойчивых бизнес-структур.