В стране вновь отмечена дестабилизация цен на ГСМ
В Казахстане случился очередной осенний дефицит моторного топлива. Согласно данным информационных агентств, самый сильный скачок цен, как всегда, произошел в Шымкенте. Однако во вторник акиматом Южно-Казахстанской области (ЮКО) достигнута прямая договоренность с поставщиком – компанией СП «Тургай Петролеум» и в ближайшие дни для стабилизации рынка ГСМ поставит в ЮКО 13 тыс. тонн топлива. Этого объема должно хватить на две недели.
«Тургай Петролеум» заключает договоры на поставку топлива с девятью крупными операторами области, которые затем будут распределять ГСМ по АЗС. «Все операции будут проходить под контролем акимата, и после этой работы цены должны упасть», – подчеркнул Ерлан Айтаханов, заместитель акима ЮКО.
Напомним, в начале недели, в течение последних двух суток, все марки бензина в Шымкенте подорожали в среднем на 20%. Розничная стоимость одного литра Аи-92 достигла уже 100 тенге, Аи-96 – 120 тенге. При этом большинство автозаправочных станций (АЗС) обслуживают только тех, у кого есть талоны. В розницу АЗС практически не торговали, сообщил Кайыпбек Камбаров, председатель ассоциации АЗС Южно-Казахстанской области «Жанар Жагармай».
По его словам, из четырех поставщиков, определенных для ЮКО министерством энергетики и минеральных ресурсов, свои обязательства выполняет только торговый дом «ПетроКазахстан». «ТОО «Гелиос» несколько дней назад перешло на обслуживание только по талонам, а у них была большая клиентура. А «Тургай Петролеум» и «Казгермунайгаз» последние два месяца вообще ни грамма бензина не поставили. Вот и дефицит, поэтому и цены растут», – поясняет г-н Камбаров.
Между тем правительство пытается решить проблему дефицита традиционными административными мерами. «Агентству по защите конкуренции (АЗК) совместно с акимами областей необходимо осуществлять постоянный контроль за розничной ценой угля, а также принимать меры по недопущению сговора и установлению на него высоких цен. Это же касается нефтепродуктов», – такое поручение дал госорганам премьер-министр Карим Масимов в ходе селекторного совещания в правительстве в понедельник. «Чуть где-то ослабишь внимание, сразу этим пользуются», – посетовал премьер.
АЗК оперативно отреагировало на поручение. Уже во вторник агентство провело селекторное совещание с участием Минэнерго и компаний-доминантов на рынке ГСМ. На этом совещании случилось практически невероятное: государственные органы признали, что топливный рынок страны монополизирован. Правда, показать стране, кто является монополистом, и кто виновен в росте цен на бензин – руководство агентства так и не решилось. «При анализе сложившейся ситуации было установлено, что субъектами-доминантами цены на ГСМ не повышались, дестабилизация цен вызвана наличием множества посредников на данном рынке», – сообщила пресс-служба АЗК по итогам совещания.
В результате тем же самым компаниям-доминантам предложили дефицит бензина восполнить, видимо, за их счет, что вызывает сомнение в реализации. А министерство энергетики и минеральных ресурсов выступило с предложением организовать толлинговые операции с НПЗ России и Китая для переработки там казахстанской нефти с последующей продажей ее в Казахстане. Кто этим будет заниматься, и какие льготы и преференции может получить оператор данных операций, также пока не сообщается.
Между тем по независимой оценке, дефицит ГСМ во многом сложился из-за экспортной политики Казахстана. Такое мнение высказал один из представителей компаний-поставщиков топлива, пожелавший остаться неизвестным. По его данным, сегодня в Казахстане действует таможенный режим, который благоприятствует экспорту нефти. Так, экспортный платеж с 1 тонны «черного золота» составляет всего $44,86 (с 12 сентября 2009 года). В России такой же платеж с 1 сентября 2009 года составляет $238,6.
Такой тариф был введен в период максимального снижения цен на нефть для максимального увеличения объема экспортных платежей, что, в свою очередь, должно было поддержать государственный бюджет. В результате это резко сократило предложение нефти для казахстанских НПЗ, что, соответственно, привело к сокращению предложения ГСМ на рынке.
Косвенно эту точку зрения доказывает и г-н Камбаров. По некоторым данным, «Тургай Петролеум» и «Казгермунайгаз» продали всю нефть российским компаниям. Это и не позволило им обеспечивать поставки сырья на Шымкентский НПЗ. Тот же «Казгермунай» обеспечивает более 25% объемов сырья для ТОО «ПетроКазахстан ойл продакт» (ШНОС). Исчезновение такого крупного поставщика нефти и привело к резкому сокращению производства топлива на этом НПЗ, что могло спровоцировать дефицит.
С чем связана такая благоприятная экспортная политика РК в отношении нефти? При сравнении стоимости различных нефтекомпаний в России и Казахстане бросается в глаза разница в стоимости компаний. В среднем, при большей удаленности от коммуникаций, казахстанские компании оцениваются выше, чем аналогичные российские предприятия. Прежде всего, это связано с разницей налогового режима двух стран. Можно ли из этого сделать вывод, что благоприятный налоговый режим держится для привлечения иностранных компаний и инвестиций в сектор добычи нефти в Казахстане?
С другой стороны, возможной причиной роста цен на ГСМ может являться и период смены собственника в АО «Павлодарский нефтехимический завод». АО «НК «КазМунайГаз» объявило о том, что оно стало собственником 100% акций предприятия. Более того, по некоторым данным, «КазМунайГаз» намерен приобрести и компанию «Гелиос» – владельца сети АЗС и топливных баз Helios. Каким образом проходит этот процесс – пока совершенно непонятно, что также вызывает множество вопросов.