Казахстан, Россия и Беларусь все ближе к воплощению в жизнь таможенного союза
В вопросах о таможенном союзе от разговоров перешли к серьезным действиям. Так, вопрос о распределении ввозных пошлин странами-членами Таможенного союза (Россия, Беларусь и Казахстан) будет урегулирован до 1 апреля 2010 года.
Вице-премьер РФ Игорь Шувалов по итогам заседании комиссии Таможенного союза отметил, что на сегодняшний день действует рабочая группа из представителей Минфинов всех трех стран, которая занимается усовершенствованием механизма распределения пошлин. Данный вопрос будет прорабатываться с центральными банками России, Беларуси и Казахстана для того, чтобы выработать методику, позволяющую защититься от валютных колебаний. Вице-премьер отметил эффективность предпринимаемых мер и исполнение директив по вступлению в ВТО единой переговорной группой во главе с Максимом Медведковым. Он также пообещал в первом квартале будущего года предложить конкретную схему на рассмотрение и утверждение правительствам трех стран.
Напомним, что 9 июня 2009 года Казахстан, Беларусь и Россия решили вступать в ВТО не по отдельности, а единым Таможенным союзом. Его создание изначально планировалось на начало 2010 года. 17 июня были проведены первые консультации участников Таможенного союза со странами, входящими в ВТО. При этом со стороны стран-участниц ВТО высказывалось мнение, что Таможенный союз может замедлить вступление трех стран в ВТО. 8 июля министр торговли США Гэри Лок оценил сценарий коллективного вступления стран в ВТО как «невыполнимый». После этого Дмитрий Медведев заявил, что логичнее вступать в ВТО поодиночке. Однако в августе стало известно, что Таможенный союз все же решил вступать в торговый клуб единым строем.
16 октября текущего года министр торговли США Гэри Лок прогнозировал серьезные сложности при вступлении России во Всемирную торговую организацию в составе таможенного союза с Беларусью и Казахстаном. Твердая позиция России по данному вопросу также сформировалась не сразу. 10 июля 2009 года Медведев публично заявлял, что России было бы целесообразнее вступать в ВТО отдельно от других стран Таможенного союза. Но было известно, что позицию единого подхода поддерживает Владимир Путин, и уже 15 сентября действующий президент РФ несколько изменил свои позиции. «Решение о том, как мы будем вступать, принято. Будем это делать вместе, не получится вместе – будем вступать порознь. Но мы договорились с партнерами предварительно согласовать базовые условия, и будем в этом направлении двигаться», – отметил Дмитрий Медведев. Однако здесь нельзя считать, что наш северный сосед снизошел до союза с Казахстаном и Беларусью. Россия не может вступить в ряды ВТО с середины 1990-х. Неоднократно сообщалось, что страна близка к единой позиции с торговой организацией, и подписание соответствующих документов дело решенное и близкое. Но ВТО и ныне без России.
Но справедливости ради надо заметить, что и Казахстан безрезультатно пытался вступить во Всемирную торговую организацию. В октябре прошлого года вице-министр индустрии и торговли Казахстана Жанар Айтжанова объявила, что переговоры по вступлению Казахстана в ВТО находятся на завершающей стадии, и прогнозировала в 2010 году полноправное членство Республики в этой организации. Видимо, после этого начались трудности, если страны решили вступать в ВТО пулом.
По Беларуси ситуация аналогичная. Страна направила свою заявку о вступлении в ВТО в сентябре 1993 года, практически синхронно и с Россией, и с Украиной. Все эти годы процесс переговоров не прекращался, но серьезных положительных результатов не последовало.
Утверждение о том, что если не получается сделать дело самостоятельно, то вместе будет легче, довольно сомнительное и не ко всему применимое. Так же, как и сам вопрос о целесообразности вступления страны в ВТО вызывает порой противоположные мнения в каждой из стран потенциального таможенного союза. Это и понятно, ведь членство в организации открывает максимальную свободу для международной торговли, что может привести к серьезным проблемам у местных производителей. С одной стороны, для поддержки отечественного производства девальвируются валюты, а с другой, – ускоряется процесс открытия дверей для товаров из активно экспортирующих стран. Но здесь уже дело за самими бизнесменами. Ведь теперь им придется более тщательно подходить к вопросу качества своих товаров. И если это у них получится, то останется только проблема конкурентоспособности цены.
Теперь лишь вопрос времени, успеют ли отечественные производители до вступления в ВТО достичь необходимого баланса для своих товаров между европейским качеством и азиатскими ценами.