«Пять звезд» на дне
АВТОР

05.11.2009 • 17:17 1681

«Пять звезд» на дне

Успех туристского кластера пока только радужная перспектива

Пятизвездочные отели держат необоснованно высокие цены. «Наполняемость пятизвездочных гостиниц 23%, а средняя цена на одного человека – 62000 тенге, тогда как в Париже 64000, в Риме и Милане – 61000. Зачем держать такую цену?», – обращаясь к владельцам отелей, спросил на прошедшем в акимате Алматы совещании по развитию туризма глава города Ахметжан Есимов. Вместе с тем, Алматы остается абсолютным лидером среди других казахстанских городов по числу приезжающих иностранных туристов. Въездной туризм занимает 31,5% от общего потока посетителей. Однако это лидерство обеспечивается не за счет желающих увидеть достопримечательности Казахстана, а за счет бизнес-туристов, отмечают эксперты.

Так, структура потока иностранных посетителей Алматы значительно отличается от общеказахстанской. В 2008 году основной контингент составили посетители со служебными целями – 65% и с целью туризма – 35%. При этом туристский поток в Казахстан и в Алматы достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы, а низко посещаемым периодом является январь-март.

Туристический кластер позиционируется как одно из семи приоритетных несырьевых направлений казахстанской экономики, но пока это больше в плоскости радужных перспектив.

Хотя, по оценке экспертов Всемирной туристской организации, несмотря на экономический и финансовый кризис, положение в туристской отрасли республики, и в частности в Алматы, остается стабильным и имеет тенденции к дальнейшему развитию.

Среди проблем, сдерживающих развитие туризма, можно назвать отсутствие в Алматы специализированных организаций по экскурсионному обслуживанию туристов, а также нехватку гостиниц эконом-класса. Эту тенденцию отмечают и руководители туристических компаний Казахстана.

Валерьян Ковалеров, директор ТОО Vladyco-Tour, в интервью «Капитал.kz» подчеркнул тот факт, что в нашей стране мало компаний, которые бы занимались принятием и размещением иностранных туристов, а у тех фирм, которые работают в данном направлении, недостаточно опыта.

В этой связи аким города дал поручение в рамках «Дорожной карты» открыть курсы по подготовке и повышению квалификации гидов и экскурсионных работников.

Отметим, что в настоящее время рынок туристских услуг представляют 870 турагентств, которые сотрудничают с компаниями более 80-ти зарубежных стран. Для сравнения: в 2007 году в городе работало 790 фирм.

Еще одной серьезной проблемой отрасли является отсутствие квалифицированных кадров. «В Академии туризма и спорта нет факультета, который бы готовил экскурсоводов и гидов. Практиканты совершенно не владеют материалом и профессией. Некоторые из них даже не были на Тургеньских водопадах, в Шарынском каньоне и во многих других интересных для туристов местах Алматы и Алматинской области», – говорит Жанна Нусупова, менеджер ТОО Astana Tour. На сегодняшний день практически нет квалифицированных гидов, владеющих иностранными языками. Зачастую компании приглашают русскоговорящих гидов и прикрепляют переводчиков для иностранных туристов.

Не менее важной проблемой туристской отрасли, на которую, по мнению экспертов, следует сделать акцент, является отсутствие как такового финансирования и инвестиций в развитие национальных курортных зон и культурно-исторических центров. Г-жа Нусупова подчеркивает, что «у нас есть прекрасные места отдыха, к примеру, озеро Алаколь, но никто туда деньги не вкладывает. Наша страна богата живописными местами, а сфера туристических услуг в них совершенно не развита». Отчасти это объясняется отсутствием инфраструктуры, которая важна для привлечения еще большего числа иностранных туристов.

Анализируя состояние рынка внутреннего туризма, эксперты выделяют еще один его недостаток. «В настоящее время представители компаний, занимающихся внутренним туризмом, часто и не знают о восстановлении тех или иных памятников, об открытии новых музеев и о других культурных событиях Казахстана. Нет какого-либо координирующего органа, который мог бы выносить эти вопросы на рассмотрение», – отмечает г-н Ковалеров.

Стоит отметить, что во многих странах мира туризм является ведущим сектором экономики, обеспечивающим большие вливания в бюджет. Туризм и в Казахстане может оказать положительный эффект на экономику страны. Во-первых, обеспечить приток иностранной валюты и оказать положительное влияние на такие экономические показатели как платежный баланс и совокупный экспорт. Во-вторых, он способен увеличить занятость населения. И, в-третьих, может поспособствовать развитию инфраструктуры страны.

Но на сегодняшний день отмечена низкая доля налоговых поступлений в сфере туризма, в частности, по Алматы. Так, за последние 9 месяцев текущего года они составили свыше 1 млрд. тенге. Это менее 1% от общей суммы налоговых поступлений от Алматы в консолидированный бюджет. Учитывая, что порядка 70% зарубежных туристов, прибывающих в Казахстан, обязательно посещают бывшую столицу.

По итогам совещания Ахметжан Есимов дал поручение Управлению архитектуры и градостроительства впредь в первую очередь рассматривать предложения и давать разрешение на строительство недорогих гостиниц эконом-класса. Здесь, по мнению Раушана Хамраева, генерального директора компании World Travel Service, необходимо развивать гостиницы уровня «три звезды», а не ниже, только созданием таких отелей можно увеличить востребованность среди иностранных туристов.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Яндекс Дзен

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

туризм отели туристы гостиницы

05.11.2009 • 17:17 1681

Поделиться
«Пять звезд» на дне
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus