Банковская система Казахстана восстанавливается
Глава Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) Томас Миров сообщил, что наблюдаются определенные признаки выхода мировой экономики из кризиса, однако об устойчивости этого процесса можно будет судить только при сохранении высокого спроса в условиях свертывания антикризисных мер. «Все еще существуют некоторые риски, балансы банков не были до конца очищены. В значительной мере восстановление реальной экономики происходит благодаря мерам фискального стимулирования и количественного ослабления, проводимым центральными банками. Нам нужно увидеть, насколько устойчив будет рост спроса, когда эти меры будут свернуты», – подчеркнул он.
Снижение объемов госпомощи и построение посткризисной экономической системы стало одной из главных тем прошедшего в минувшую субботу саммита министров финансов и глав Центробанков стран «Большой двадцатки», в которую входят Австралия, Аргентина, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Корея, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Япония, а также ЕС. По оценкам, меры предпринятые США, ЕС и Великобританией, направленные на спасение финансовой системы в результате наступившего кризиса, обошлись в $14 трлн., а это равно 25% мирового ВВП. Но о полном прекращении поддержки экономики в ближайшее время речи не шло, а был утвержден график реализации мер по достижению устойчивости, а затем и роста на предстоящий год.
На встрече были определены основные направления, по которым стоит работать при формировании новой финансовой системы. К ним относятся более жесткие стандарты пруденциального надзора, которые Базельский комитет должен разработать до конца 2010 года. Кроме того, «двадцатка» видит необходимость к стимулированию банков направлять большую часть прибылей для пополнения капитала. А также необходимо внедрение механизмов по снижению рисков, связанных с крупными финансовыми институтами. Борьба с уклонением от налогов и оффшорами тоже названа в числе приоритетных направлений функционирования посткризисной мировой финансовой системы.
По мнению Алексея Кудрина, главы российского Минфина, в ближайшие 2 года второй этап кризиса маловероятен, «но всегда нужно быть начеку». По его оценке, «уже сделаны решающие шаги, чтобы завершающая стадия антикризисных мер не была смазана».
В полугодовом отчете международного рейтингового агентства Fitch также указывается стабилизация системных рисков в банковском секторе. Но говорить об их ослаблении преждевременно. По данным агентства, рост кредитования в мире замедлился с начала 2009 года до 2,5%, и к концу этого года аналитики Fitch прогнозируют увеличение до 5%. Но, к примеру, в Китае ожидается рост кредитования на 23%. При этом в отчете указано изменение макроэкономических и пруденциальных индикаторов (MPI) по Казахстану и Чили. Однако эти изменения обусловлены пересмотром данных. В отношении банковских систем стран с развитой экономикой индикатор банковской системы находится на уровне В или С, но ни одна не имеет категории А. Самыми близкими к лучшему показателю эксперты отмечают Австралию, Канаду и Гонконг, самыми слабыми называют Бельгию, Ирландию и Исландию.
Несмотря на то, что проблемный портфель казахстанских банков в совокупности составляет треть от общего объема, по мнению аналитиков российской инвесткомпании «ВТБ Капитал», «…казахстанский банковский сектор миновал низшую точку кризиса, и теперь его должно ожидать восстановление». На фоне первых признаков восстановления экономики Казахстана, оптимистичных прогнозов цен на сырьевые товары и притока в страну китайского капитала казахстанские банки начинают выглядеть все более и более привлекательными с инвестиционной точки зрения. «В 2010 году банкам в общей сложности необходимо выплатить всего $3,8 млрд., что, на наш взгляд, им вполне по силам», – отмечают аналитики. Ими прогнозируется рост кредитования в среднем на 16,3% в год до 2012 года. Отмечая более важную роль государства в банковской системе страны, аналитики «ВТБ Капитал» полагают, что это будет способствовать восстановлению финансового сектора.
Вслед за этим заявлением Григорий Марченко, председатель Национального банка РК, заявил о констатации роста спроса на ипотечные и потребительские кредиты в Казахстане. «В первом полугодии одна из проблем была в том, что спрос на кредиты существенно сократился, сейчас он начал расти, и банки ожидают, согласно опросам, оживления на рынке кредитования компаний в четвертом квартале….Сейчас, если считать все вместе, то ликвидность банков – на депозитах, на корсчетах в Нацбанке, в краткосрочных нотах, – составляет уже около $9 млрд.», – заявил он.
«Мировой финансовый кризис повлиял в первую очередь на банковские системы многих стран, и Казахстан не стал исключением. В то же самое время сделаны верные выводы и предприняты необходимые изменения. Во-первых, реструктуризация внешних займов крупных банков. В результате реструктуризации больше денег останется в стране и надолго, что позволит продолжать использовать эти ресурсы для дальнейшего развития, – комментирует текущую ситуацию в банковском секторе Казахстана Михаил Ломтадзе, председатель правления «Kaspi bank». – Во-вторых, увеличение суммы по страхованию вкладов до 5 млн. тенге. Это дает больше уверенности каждому вкладчику, что кроме самого банка, государство также гарантирует сохранность вкладов. В-третьих, увеличение минимального размера капитала банка до 5 млрд. тенге».
В Казахстане до недавнего времени было зарегистрировано больше 30 банков, однако активно с населением работает не более пятнадцати. «Это было одной из причин принятия решения Агентством по финансовому надзору требования об увеличении собственного капитала казахстанских банков. В результате маленькие банки или будут увеличивать капитал или объединяться. Это сократит количество финансовых организаций, что даст положительный эффект как банковскому сектору, так и экономике страны. К примеру, у нашего банка размер собственного капитала составляет около 40 млрд. тенге, размер уставного капитала – около 17 млрд. тенге», – пояснил г-н Ломтадзе.
«Во всем мире намечается выход из глобального кризиса, и я думаю, что Казахстан одним из первых почувствует это. Но многое зависит от того, насколько быстро восстановится, и будет расти потребительский спрос населения», – добавил он.
У Казахстана, в отличие от других стран, есть большой фундаментальный плюс – природные ресурсы. Даже если цены на них будут ниже показателей двухгодичной давности, страна обладает возможностями для финансирования инфраструктурных проектов. Это поддержит потребительский спрос и создаст платформу для стимулирования экономического роста.
Крайне важно, чтобы в ближайшее время банки возобновили активное кредитование. Ведь это основа роста экономики. Кроме того, по нашим расчетам, ежегодно казахстанские банки способны привлекать около $2-3 млрд. депозитов в год. Это простой анализ – по официальной статистике, порядка 6-7 млн. активно работающего населения зарабатывает около $20 млрд. Можно предположить, что население будет откладывать приблизительно около 10-15% своего дохода, что и будет составлять депозитный сегмент работы банков. Очевидно, что возникнет конкуренция между банками в привлечении данных ресурсов. Учитывая, что ставки по депозитам приблизительно одинаковые, основным критерием выбора банка, со временем, станет качество обслуживания. В результате конкуренции выиграют, прежде всего, клиенты.
Но депозитной базы внутри страны недостаточно для активного развития банковского сектора и экономики, необходимо внешнее инвестирование. Кризис закончится, и инвесторы, хотя и с большими предосторожностями, но возобновят предоставление ресурсов и откроют рынки капитала. Активное участие государства в выделении ресурсов на целевые программы также явилось крайне важной поддержкой в период ограничения внешнего финансирования.