Российский легионер столичного футбольного клуба «Локомотив» 39-летний Андрей Тихонов своим приездом в Казахстан и выступлениями за местную команду, безусловно, прибавил интереса к нашей футбольной премьер-лиге со стороны казахстанских поклонников игры №1. Несмотря на свой уже ветеранский возраст, «Тиша», как нежно называют его болельщики московского «Спартака», и как теперь стали называть его в Казахстане, оказался одним из лучших игроков премьер-лиги. Многие спортивные журналисты назвали именно Тихонова сильнейшим игроком нашего чемпионата. Незадолго до окончания первенства Тихонов получил травму колена и был вынужден пропустить завершающий матч сезона против «Казахмыса». Сидя на трибуне новенькой «Астана-арены» и наблюдая за игрой своего нынешнего клуба, Андрей ответил на вопросы корреспондента «Капитал.kz».
– Хотелось бы Вам вернуться в Казахстан в начале следующего года и продолжить выступления за «Локомотив»?
– Да. Посмотрите, какой стадион отстроили для нашего клуба – это великолепная арена высокого уровня с искусственным газоном. Играй хоть летом, хоть зимой. Любая команда могла бы позавидовать такому стадиону, и, уверен, хотела бы здесь играть. Мне понравились многие вещи, которые делались для становления и развития команды. Но главное, чтобы руководство клуба хотело видеть меня в «Локомотиве» в будущем сезоне. Несмотря на то, что мой личный контракт рассчитан до конца 2010 года, сейчас у меня нет твердой уверенности в том, что я продолжу работать здесь.
– Вы хотите сказать, что руководители «Локо» не хотят больше видеть Вас в составе команды?
– Нет, я не сказал этого. Просто ситуация, которая сегодня сложилась в клубе, оставляет очень много вопросов. И прежде, чем я смогу уверенно сказать, что в 2010 году я буду играть за «Локомотив», нужно все эти вопросы уладить.
– В одном из недавних выпусков российского издания «Спорт-Экспресс» появилась информация о том, что Сергей Юран, Андрей Тихонов и Егор Титов не получают зарплату в «Локомотиве», причем там были резкие высказывания бывшего главного тренера Вашего клуба Юрана. Можете прокомментировать?
– Это то, о чем я и говорю. Нужно выполнять перед своими игроками контрактные обязательства. Ведь мы уже несколько месяцев не видели зарплату.
– Часто возникало удивление по поводу разности в менталитете с представителями казахстанцев?
– Бывало и не так редко. Все-таки, несмотря на то, что мы все вышли из одной страны, народы у нас разные, поэтому и отношение ко многим вещам разнится. Были и приятные, и неприятные моменты. Но, я думаю, мне было бы некорректно говорить об этом конкретнее.
– Для Вас по-прежнему главным клубом в карьере остается московский «Спартак»?
– Конечно.
– Есть вероятность, что, проведя в «Локомотиве» еще пару лет, Вы станете воспринимать астанинский клуб как главную команду в своей карьере?
– Пару сезонов я в любом случае не смогу здесь провести, потому что, начиная со следующего года, будет запрещено привозить в Казахстан легионеров старше 30 лет. Поэтому в лучшем случае я проведу здесь еще один год.
– И, все-таки, какое место займет в Вашем сердце «Локомотив»?
– Любой клуб, за который я выступал за свою карьеру, для меня важен – и Самара, и Химки. Уже год здесь в Казахстане я живу бок о бок с новыми для себя людьми, с которыми вместе выхожу на полу, чтобы побеждать – мне кажется, это не может пройти бесследно для любого человека. Определенный отрезок моей жизни, я бы сказал неплохой футбольный кусок, связан с «Локомотивом» из Астаны.
– Когда отправлялись в начале нынешнего года в Казахстан, рассчитывали столько забить и отдать голевых передач?
– Я рассчитывал на более высокое место в чемпионате.
– Это были просто Ваши спортивные амбиции, или Вы рассчитывали на чемпионство, полагаясь на какие-то конкретные факты, расчеты?
– Вы мне намекаете на то, что уровень казахстанского футбола не очень высок. А я не хочу так говорить, и если у меня были такие мысли раньше, то сегодня я думаю иначе. Я увидел в казахстанской премьер-лиге футболистов приличного уровня, хорошие команды. Так что речь идет только о моих амбициях, я привык всегда бороться за более высокие места. Как я уже не раз говорил, в «Спартаке» меня учили, что «завтра я должен выиграть, а сегодня я должен выиграть обязательно».
– На Ваш взгляд, кто достоин называться лучшим игроком казахстанской премьер-лиги в 2009 году?
– Наверное, Мурат Тлешев или Самат Смаков.
– Как Вы отреагируете, если Вы узнаете, что лучшим назовут Андрея Тихонова?
– Обычно лучшего выбирают из того клуба, который стал чемпионом, поэтому мне не верится в то, что победителем в этой номинации может стать представитель «Локомотива» или какой-то другой команды. И я не буду скрывать, что мне, как любому нормальному человеку, приятно, когда его работу отмечают на таком высоком уровне. Но я просто старался делать свою работу настолько хорошо, как я умею играть в футбол. Получилось или не получилось – это уже другой вопрос.
– Сергей Юран покинул расположение клуба еще до окончания чемпионата. Сильно ли сказалась на атмосфере внутри коллектива «Локо» проблемная ситуация вокруг должности главного тренера?
– Хочу сказать, что так было всегда. Мы – игроки, тренеры – подневольные люди. Есть контракт и ты работаешь согласно этому документу. Я тоже оказывался в такой ситуации, когда «наверху» принимали решение, что я должен покинуть команду – это, конечно, очень неприятно, но ничего не поделаешь. А как это сказалось на команде – в любом случае, мне кажется, плодотворного влияния такая ситуация, которая сложилось с Юраном, оказать не может. Но мы должны делать свое дело, выполнять обязанности перед клубом и перед болельщиками.
– Шесть поражений за сезон – это не много для команды, претендующей на чемпионство?
– Хочу снова обратить внимание на то, что у нас не было за весь чемпионат ни одного ничейного результата – мы всегда играли на победу и не искали компромиссов на поле. А когда команда при ничейном счете идет вперед, она может и пропустить в концовке матча – отсюда такая статистика.
– После матча «Актобе» с «Таразом», который актюбинцы выиграли 2:1, и в котором они практически обеспечили себе чемпионство, у гостей были претензии к судейству. Прокомментируете?
– В матчах с участием претендентов на золотые медали чемпионата претензии к судейству возникают очень часто. В Казахстане таких игр также довольно много.
– Это вызвано низким уровнем работающих на играх арбитров или предвзятым отношением некоторых людей?
– Понимаете, должны быть разные конкретные люди, которые отвечают за разные конкретные вещи. В Казахстане несколько человек решают абсолютно все – такая ситуация не может оказывать положительного влияния на развитие футбола. Решения должен принимать не один человек. У нас была очень острая ситуация: когда «Актобе» играл в квалификационных раундах Лиги чемпионов и Лиги Европы, наш «Локомотив» был вынужден целый месяц ждать решения, перенесут нам игру с «Актобе» или не перенесут. Вопрос решался в соответствии с результатами «Актобе» в еврокубках, но ведь нужно думать и о других командах. Из-за этого даже пришлось завершать чемпионат позднее, чем это планировалось. А где вы еще видели, чтобы из-за одного клуба переносили целый тур чемпионата? Почему «Актобе» не мог играть, как во всем мире, через два дня на третий? Неужели нельзя было сыграть в таком режиме три матча. Зато я знаю, что, когда игру перенесли, команде «Актобе» организовали 4 дня выходных. Получается какая-то несправедливость, двойные стандарты получаются. Я не оспариваю чемпионство «Актобе» – они заслужили эти золотые медали, но относиться надо одинаково честно ко всем командам, играющим в чемпионате.
– На Ваш взгляд, какое количество команд оптимально для казахстанской премьер-лиги?
– Говорят, что в следующем году в чемпионате будут играть 12 клубов в три круга. Мне кажется, это очень хороший вариант. Во-первых, будет больше игр, во-вторых, меньше будет проходных матчей со слабыми соперниками. Будет более интересный чемпионат.
– Но ведь в ведущих чемпионатах Европы играет по 20 команд…
– Подождите. Давайте сначала найдем двадцать таких казахстанских команд, которые смогут играть в премьер-лиге на достойном уровне. Нужно судить по ситуации. Если я не ошибаюсь, в Шотландии играют в четыре круга. Ничего тут предосудительного нет. Если в Шотландии только два сильных клуба «Глазго Рейнджерс» и «Селтик», которые постоянно оспаривают золото. Лучше мы по три раза будем играть с «Тоболом» и с «Актобе», чем шесть матчей проведем с клубами, класс которых заведомо очень низок в сравнении с претендентами на призовые места. Так?
– Что помешало Вам выйти на поле в последнем матче чемпионата?
– Еще за полторы недели до матча против «Казахмыса» на тренировке я повредил колено и в предпоследнем матче играл уже на уколах. Ничего особенно серьезного с ногой не случилось, но слетал на обследование в Москву, и врачи мне посоветовали не выходить на поле, тем более что результат последней игры уже никак не мог повлиять на наше положение в турнирной таблице.
– Это было единственное повреждение за весь сезон?
– Да (с троекратным «тьфу»). Про травмы вообще не хочу говорить. Зачем искушать судьбу?
– Вы следили за последними играми футбольной сборной Казахстана в отборочных матчах к чемпионату мира?
– Следил. На матч с Хорватией мне попасть не удалось, но я смотрел игру с белорусами. Говорят, что с хорватами казахстанцы играли хорошо, но здесь нужно помнить, что у соперников в том матче не было половины основного состава. Хорваты, прекрасно понимая, что Украина не потеряет очки в матче с Андоррой, не стали себя истязать напрасными иллюзиями и приехали в Астану в таком составе – поэтому и играть с ними было полегче. Меня, если честно, результаты вашей сборной не впечатляют. Я уже говорил и еще раз повторю, в сборной должны играть люди, которые объективно являются лучшими на данный момент. Посмотрите на Тлешева, разве он не был готов играть в сборной? Человек забивает или отдает голевой пас в каждой игре. Вероятно, здесь сыграли роль амбиции главного тренера, который не хотел видеть в своей команде того же Тлешева или Смакова. При этом они, действительно, были лучшими в нынешнем чемпионате. Лично я не слышал ничего хорошего об этом немецком специалисте – Бернде Шторке.
– Что для Вас победа и поражение за пределами футбольного поля?
– Я все-таки профессиональный спортсмен, игрок, поэтому для меня победа – это все. Можно играть очень хорошо, но проиграть – и такой результат никогда не принесет мне удовлетворения. Выигрыш в футболе и вне футбола – это своеобразный допинг, который помогает быстрее восстанавливать силы, влияет на то, с каким настроением человек шагает по жизни. Вообще, когда у человека вырабатываются чувства победителя, неважно, чем он занимается, он уже наполовину добился желаемого.
– Можете назвать два самых успешных спортивных казахстанских проекта?
– Футбол я не беру. Слышал, что в велоспорте Казахстан выступает довольно-таки неплохо. Ну, и хоккей. Казахстанский клуб все-таки выступает в Континентальной хоккейной лиге. Я даже два раза с Егором (Титовым) ходил в Астане на матчи «Барыса», когда обыграли ЦСКА и «Витязь». В Москве, кстати, никогда раньше не ходил на хоккей.
– Почему же в Астане возник интерес?
– Тут больше делать было нечего в свободное время.
– Привнес ли в Вашу жизнь что-то по-настоящему новое переезд в Казахстан? Какой урок Вы получили в нашей стране?
– Конечно. Все-таки это другая страна. Иные отношения между людьми, иной жизненный уклад – я все это увидел в новой стране. Рассказывать обо всем, наверное, нельзя, потому что есть и положительные, и отрицательные моменты. Самое главное, я увидел новый футбол. Я даже кое-что почерпнул для себя в Казахстане в игровом смысле, несмотря на весь свой опыт. Кроме того, для меня действительно важно, что я выиграл здесь серебряную медаль чемпионата и в целом довольно результативно выступал на протяжении всего года – забил 19 мячей, сделал 12 голевых передач. Это был для меня нормальный сезон – на 4.
– Если резюмировать весь минувший сезон для Вас, что можно сказать?
– В этом году я впервые почувствовал себя в шкуре легионера.
– Можно Казахстану занести в «плюс» этот чемпионат?
– Вообще-то, мне трудно сравнивать, ведь в прошлом году меня здесь не было, но, судя по тем словам, которые я слышал о предыдущих чемпионатах, премьер-лига в вашей стране стала сильнее.
– Вы улетаете в Москву сразу после окончания игры с «Казахмысом». Так сильно соскучились по родным, что не останетесь ни на праздничный ужин, ни на вручение медалей?
– А не будет никакого ужина, и про вручение серебряных медалей никто ничего не говорит. О чем вы говорите? На последней игре команды не присутствует ни один из руководителей «Локомотива». Такое вот к нам сложилось отношение руководства к концу чемпионата.