Министерство желает наладить партнерские отношения со СМИ
Министерство культуры и информации РК будет совершенствовать процедуру проведения и исполнения государственного информационного заказа. Кроме того, в предстоящем трехлетнем бюджете на 2009-2012 годы сумма государственного информационного заказа не будет уменьшена. Об этом вчера в ходе второго медиа-курултая «Индустрия СМИ в условиях кризиса» заявил Газиз Телебаев, вице-министр культуры и информации РК.
Согласно данным исследования MediaNet, в 2008 году по линии Министерства информации и культуры РК в рамках государственного заказа средствам массовой информации (СМИ) было выделено $7,8 млн. Данная сумма, по словам Газиза Телебаева, была выделена и в 2009 году. «И если экономическая конъюнктура в течение трех лет будет улучшаться, мы выйдем с предложениями в правительство об увеличении госзаказа», – отметил он.
Сегодня государственный информационный заказ нуждается в реформировании, и его процедуры должны быть прозрачны. Это, по словам г-на Телебаева, будет достигаться посредством официального сайта министерства, где будут размещены все предложения от СМИ, темы, итоги конкурса со всеми финансовыми отчетами. Вместе с тем, в госзаказе необходимо уделить больше внимания и институциональному развитию СМИ, что министерство и обещает делать при помощи имеющейся статьи – «Методическое обеспечение вопросов проведения государственной информационной политики», которая предполагает проведение семинаров, тренингов для средств массовой информации. Такая инициативность министерства продиктована «желанием наладить партнерские отношения со СМИ».
Стоит отметить, что медийная отрасль на нынешнем этапе финансового кризиса столкнулась с рядом серьезных проблем: резкое сокращение рекламных бюджетов, штатов, закрытие изданий, дефицит управленческих кадров и специалистов в области антикризисного стратегического планирования. Поэтому главными темами заседания стали вопросы влияния кризиса на состояние казахстанского рынка СМИ и перспективы его дальнейшего развития, тенденции в медийной отрасли и на международных рынках, проблемы и модели развития казахскоязычных СМИ и другие.
Наиболее острой проблемой в период кризиса стало резкое сокращение финансовых поступлений от рекламы. Так, по данным компании TNS Central Asia, объем рынка рекламы в казахстанской прессе за 9 месяцев 2009 года составил $54,2 млн. (расчеты рекламных бюджетов в прессе производились на основании 76 изданий, идентичных за 2008/2009 гг.). По сравнению с тем же периодом 2008 года рекламные бюджеты в казахстанских газетах и журналах снизились на 32,8%. Расходы на размещение рекламных объявлений рассчитаны по официальным прайс-листам издательских домов, без учета скидок.
«В казахскоязычных СМИ поступления от рекламы в несколько раз меньше, чем в русскоязычных. Для решения этой проблемы есть немало различных предложений. Но в рыночных условиях регулировать данную сферу административными мерами вряд ли возможно», – считает г-н Телебаев. По его словам, существуют вопросы распространения казахскоязычных печатных СМИ в розницу. «Мы будем работать с «КазПресс» и другими организациями, которые занимаются реализацией. Возможно, будут созданы пункты распространения казахскоязычных СМИ», – сказал вице-министр.
Вместе тем, он отметил, что в условиях кризиса СМИ должны диверсифицировать свои источники финансирования, поскольку это позволит обеспечить финансовую независимость изданию.
Касаясь проблемы НДС для СМИ, Газиз Телебаев подчеркнул, что этот вопрос требует серьезной финансовой и юридической проработки. «Пока можно вести речь о снижении, но не об отмене», – заключил он.