Казахстанские бизнесмены экономят на новогоднем оформлении
В Алматы спрос на новогодние украшения в 2009 году в связи с глобальным экономическим кризисом снизился на 50%. Такие данные озвучены ведущими компаниями на рынке праздничного оформления. Наталья Кожевникова, директор Центра «Престиж», отмечает, что «в текущем году компании стараются экономить, поэтому достают старые запасы, в основном прошлогодние проекты и украшают ими снова». «Думаю, по убранству города это заметно», – подчеркнула она.
Новогодним оформлением города занимается управление культуры при акимате Алматы. Самат Тергенбаев, заместитель начальника данного управления, сообщил «Капитал.kz», что в условиях мирового финансового и экономического кризиса акимат не вправе обязывать те или иные организации к праздничному оформлению фасадов своих офисов. «Акимат может лишь убедительно высказать свою просьбу, оставив право решать каждому предпринимателю самому», – подчеркнул он. Однако внешнее убранство города находится под чутким контролем акима. 28 ноября Ахметжан Есимов совершил рабочую поездку по городу с целью ознакомления с процессом подготовки мегаполиса к встрече Нового года. В частности, рассматривалось новогоднее оформление вдоль магистральных улиц, центральных проспектов, площадей, фасадов зданий крупных предприятий, учреждений, торговых и развлекательных центров. А 1 декабря в присутствии акима Алматы прошло торжественное зажжение 7 елок в различных частях города при участии звезд казахстанской эстрады и культуры.
Стоит отметить, что в акимате Алматы украшению города уделяется большое значение. Каждый год оформление мегаполиса осуществляется согласно разработанной концепции КГП «Алматыжарнама» и АО «Алматыгороформление». В этом году, впрочем, как и в прошлом, но по новым правилам проводится конкурс «Лучшее новогоднее оформление», который в первом туре будет проходить внутри каждого района города, а после лучший из победителей районных конкурсов получит приз непосредственно от Ахметжана Есимова.
Оформление фасада к празднику – это весьма гибкое в ценовом отношении явление. В студиях дизайна говорят, что могут создать убранство на любой вкус и кошелек, но в основном заказы начинаются с $200. В целом, по оценке специалистов ТОО «Дом Игрушки», стоимость оформления фасада зависит от самого фасада, то есть от его ширины, высоты, присутствуют ли в его архитектуре арки, колонны или навесы и так далее. Максимальный заказ по оформлению фасада может достигать и 1,5 млн. тенге, опять же все зависит от вкуса, фантазии и, конечно, от финансовых возможностей заказчика.
Вместе с тем, мировой финансовый кризис повлиял не только на сокращение заказов в целом, но и на отсутствие новизны в оформлении в этом году. «В связи с повсеместной экономией, – говорит г-жа Кожевникова, – новые модные тенденции на рынке праздничного оформления не нашли отражения в Алматы». С таким мнением согласна и Людмила Рыбалко, директор дизайн-студии New Tone. «В этом году фирмы стараются донести хотя бы словесные поздравления, то есть баннеры, световой дождь и дюралайт, который обходится довольно дешево по сравнению с другими материалами», – поясняет она. Интересно, что еще в прошлом году были модны многочисленные новогодние инсталляции, в том числе и от акимата Алматы, но уже в этом году из-за кризиса многим компаниям пришлось отказаться и от них.
Тенденцию на снижение компаниями затрат на проведение новогодних праздников можно проследить не только в Казахстане. По данным российского портала деловых новостей BFM.ru, каждая десятая фирма в России отказалась от проведения новогоднего корпоративного праздника, к тому же, 6% из этого числа уже второй год подряд не проводят корпоратив из-за сложной экономической ситуации.