USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96483.90$
-595.600

Общественный – значит государственный?

Об особенностях национальной перевозкиВытеснить с рынка пассажирских перевозок Алматы частников с помощью создания муниципальног...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Об особенностях национальной перевозки

Вытеснить с рынка пассажирских перевозок Алматы частников с помощью создания муниципального автобусного парка планируют власти мегаполиса. Заместитель акима города Виктор Долженков заявил, что «…уже в первом полугодии следующего года в Алматы начнут ходить автобусы нового автопарка». Пока они будут обслуживать 12-15% перевозок. По его расчетам, «если акимат будет привлекать 250 автобусов ежегодно, то на пятый год уже смогут перевести все городские маршруты на новые автобусы». В перспективе это улучшит ситуацию с транспортным обслуживанием населения в Алматы, которое, по мнению горожан, уступает другим городам.

В Ассоциации перевозчиков Алматы, в которую входит 15 компаний перевозчиков, тех самых частников, к данному начинанию относятся с известной долей скептицизма. Так как планы о создании подобного парка ведутся с начала 2000-х годов, а «воз и ныне там». В Ассоциации поясняют, что проблемы общественного транспорта Алматы имеют под собой ряд причин, и главная – это отсутствие дотаций из городского бюджета. Существующий размер стоимости проезда не окупает затрат перевозчиков. В городе около 49% пассажиров пользуются льготным правом на проезд, то есть оплачивают 50% билета, и средняя себестоимость проезда в результате составляет 37,5 тенге. А, чтобы выйти на прибыльный уровень, плата за проезд должна составлять не менее 70 тенге. По причине убыточности очень малое количество перевозчиков в состоянии осуществлять обновление автобусного парка. За последние 2 года новые автобусы приобрели не более 5 перевозчиков. Это связано как с отсутствием финансовых мощностей, так и с опасениями предпринимателей приобретать автобусы в кредит, так как имеется большой риск неспособности обслуживать заем.

Кстати, бороться с недобросовестными участниками рынка пытаются и сами перевозчики. Как рассказывают в Ассоциации, еще несколько лет назад на рынке перевозок в Алматы действовало свыше 50 перевозчиков. Сейчас 120 городских маршрутов обслуживают 23 компании. Еще одним способом к упорядочиванию своей работы стало введение с 2010 года проездных билетов. Стоимость полного месячного билета будет составлять 4500 тенге, студенческого – 2250 тенге, школьного – 850 тенге. Кстати, система оплаты проезда посредством валидаторов, призванная вывести уровень предоставляемых услуг общественного транспорта на новый уровень, также провалилась из-за недостатка средств. Оборудование требовало обслуживания, пунктов пополнения карточек оплаты в городе не хватало, и, кроме того, необходимость пересчета мелких монет, которые принимались в качестве оплаты валидатором в сотнях автобусов, создавала дополнительные трудности.

Немало проблем доставляет и отсутствие квалифицированных кадров. Алматинских водителей не устраивают условия работы в общественном транспорте, и чаще всего эта позиция занята приезжими работниками из других регионов Казахстана. В Ассоциации отмечают, что в Астане ситуация с пассажирскими перевозками действительно обстоит лучше, чем в Алматы, и причина на поверхности. Общественный транспорт Астаны находится на дотациях акимата. Количество маршрутов здесь в 2 раза меньше, и при этом плата за проезд выше, чем в Алматы, она составляет 65 тенге.

Кстати, пока в Алматы пассажиры сетуют на перевозчиков, в столице выражают недовольство своим новым положением водители и кондукторы общественного транспорта. С этого года им предложили работать на новых условиях – по фиксированной оплате, согласно штатному расписанию автобусного парка. До этого их статус определялся как индивидуальный предприниматель, и аренда транспорта приносила больший доход, нежели грядущая заработная плата.

Говоря об общественном транспорте, нельзя не вспомнить и о долгоиграющем алматинском метро. Строительство с переменным успехом ведется с 1988 года, и в 2010 году была обещана сдача в эксплуатацию первой очереди первой линии алматинского метрополитена. Основные конструкции станций «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы», «Алатау» действительно были достроены в 2009 году. Однако, как сообщил аким Алматы Ахметжан Есимов, «…для завершения строительства первой очереди первой линии в 2010 году городу нужно 54 млрд., из которых 20 млрд. необходимо на строительно-монтажные работы, остальное – на покупку оборудования, начиная от подвижного состава, электро-, кабельной продукции и другого, очень сложного и дорогого оборудования».

По поводу гарантированного поступления этих средств информации не было. В течение 20 лет на строительство метро уже было потрачено 108 млрд. тенге. Но власти все же планируют, что с декабря этого года по 7 станциям начнут движение 7 новеньких электропоездов производства Hyundai, которые уже закуплены.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.