Казахстанский покупатель при выборе авто стал прагматичней
Пока одни участники рынка говорят о мрачных перспективах автомобильного бизнеса в Казахстане в 2010 году, другие готовятся удваивать продажи. И это, несмотря на значительное падение объемов продаж в целом по рынку в 2009 году.
По словам Ержана Мандиева, президента АО «Азия Авто», в отличие от европейского рынка, где продажи новых авто снизились всего на 1,6%, в Казахстане сбыт новых автомобилей по итогам года упал на 51,5%. В России этот показатель превышает 49%. Опасения, связанные с 2010 годом, внушают повышение таможенных тарифов на импортные автомобили до 20% и повышение процентных ставок на автокредитование.
Однако, по мнению Егора Киселева, эксперта по инвестиционным продуктам «КИТ Фортис Инвестментс», еще большее сокращение объемов рынка маловероятно, и, скорей всего, отрасль покажет рост продаж в этом году. «Мы ожидаем, что наметившийся во второй половине 2009 года рост экономики продолжится в 2010 году, что будет обусловлено высокими ценами на нефть, восстановлением внутреннего спроса на товары и услуги, сохранением спроса на сырьевые продукты в странах Азии и действиями правительств по поддержке экономики, – поясняет он. – В частности, для российских автопроизводителей мы ожидаем, что государство будет поддерживать компании через госзакупки, программу утилизации подержанных автомобилей и субсидирование процентных ставок по автокредитам».
Российское правительство действительно озаботилось возможным несоответствием потребностей и возможностей российских автолюбителей и приступило к реализации программы, согласно которой каждому владельцу автомобиля возрастом более 10 лет будет выдаваться сертификат на 50 000 рублей. Целевое назначение этих средств – приобретение нового автомобиля российского производства. Возможно, российский автопром и выиграет от значительного увеличения рынка и сокращения спроса на удесятерившиеся в цене (а именно такие цифры называют отдельные эксперты) иномарки. Но какая ситуация сложится у нас?
По мнению Ержана Мандиева, казахстанского покупателя ждут хорошие новости. Первая из них – значительное расширение выбора. Унификация таможенного тарифа открывает дорогу автомобилям иностранных брендов, сборка которых ведется в России. Их уже два десятка, и эти российские производители фактически не были представлены на казахстанском рынке. Второй аспект – цены. Большинство иномарок, выпускаемых в России, выигрывает у своих импортных аналогов в цене. «Вступление Казахстана в Таможенный союз позволило и «Азия Авто» в том числе договориться с партнерами – концернами Skoda Auto, General Motors и KIA Motors – о более доступных ценах для казахстанского рынка. К примеру, Chevrolet Lacetti с января 2010 года можно приобрести за $12 900», – поясняет г-н Мандиев.
О перспективах, которые Таможенный союз открывает перед автосборочным казахстанским заводом, руководитель «Азия Авто» также отзывается позитивно. Дальнейшее сокращение конечной стоимости казахстанских автомобилей может быть обеспечено углублением технологического передела и локализацией производства комплектующих. «В пятилетней перспективе мы рассчитываем завершить проект создания автозавода полного цикла, включающего штамповку, сварку и окраску кузова, а также производство автокомпонентов. С учетом проектной мощности в 120 тысяч автомобилей завод всерьез рассматривает территорию сопредельных российских регионов как целевые рынки сбыта. Единый таможенный тариф упростит задачу проникновения на рынок Сибири и Зауралья», – отмечает г-н Мандиев.
В краткосрочной перспективе завод намерен как никогда широко диверсифицировать свою модельную линейку в рамках действующего сборочного производства. Причем абсолютное большинство новинок составляют автомобили 2010 модельного года, продажи которых за рубежом только начались. Новые модели Kia Motors, Skoda Auto и General Motors пополнят модельный ряд автомобилей, выпускаемых казахстанским автосборочным предприятием «Азия Авто».
Возможно, на казахстанского потребителя обратят более пристальное внимание китайские производители, чья недорогая автомобильная продукция, появившись на нашем рынке пару лет назад, практически исчезла из предложения в этом году. Экспансия соседей также будет нарастать. Эксклюзивный дистрибьютор автомобилей Chance производства Запорожского автомобильного завода (ЗАЗ) на российском рынке компания «Квингруп» заявила о планах занять около 10% казахстанского рынка. Очень кстати корпорация Toyota представила свой самый дешевый автомобиль на автосалоне в Нью-Дели (Индия). Для выпуска Toyota Etios в Индии строится совершенно новый завод. Но в планах наладить выпуск этой машины и в других странах, в том числе и в России. Стоимость этой модели не превысит $10 000.
Цена вопроса действительно стала актуальной в существующих реалиях. По словам руководителя «Азия Авто», выбор потребителя – функция, зависящая от его финансовых возможностей. В докризисный период казахстанцам были доступны банковские кредиты. Сегодня этот источник обмелел, и покупатель в нижнем и среднем ценовых сегментах стал прагматичней. Если раньше была возможность на мягких условиях «добрать» недостающие средства в банке и приобрести более престижную марку, то сегодня в фокусе внимания стоимость эксплуатации и надежность. «Подобную трезвость выбора можно только приветствовать, но лишение покупателя «кредитного плеча» – это откат рынка назад. Подтверждением тому служит статистика продаж в Евросоюзе, в 13 странах которого в период кризиса были реализованы программы дотирования покупки нового автомобиля. Вкупе с доступным автокредитованием они удержали рынок от падения, с которым столкнулись Казахстан и другие страны СНГ», – поясняет Ержан Мандиев.
Однако в случае благоприятной «погоды» на международных финансовых и сырьевых площадках казахстанские автодилеры ожидают заметного роста спроса на рынке новых автомобилей и не исключают удвоения объемов продаж в 2010 году.