В social media можно не только общаться, но и продвигать свой бренд
Сегодня социальные сети – это не только способ общения и нахождения друзей, это еще и один из способов рекламы. Так, по сообщению компании Cisco, исследование 100 самых дорогостоящих мировых брендов, проведенное недавно объединением Wetpaint/Altimeter Group, показало, что компании, активно использующие социальные сети для продвижения своего бизнеса в интернете, в прошлом году в среднем добились 18%-го роста доходов, тогда как их антиподы, наоборот, понесли в среднем потери в 6%. Таким образом, впервые выявлена прямая связь между финансовыми результатами и активностью компании в области социальных сетей.
По мнению Анны Артамоновой, вице-президента компании Mail.Ru, «социальные медиа действительно представляют собой новый интересный способ продвижения товаров и общения с потребителями». Они дают доступ к очень большой аудитории, а информация посредством этих медиа распространяется значительно быстрее, чем с помощью традиционных механизмов. Кроме того, уровень доверия к social media у людей также пока значительно выше, чем к обычной рекламе.
В то же время, как отметил Василий Ульянов, директор казахстанского интернет-портала Nur.kz, «социальные сети характеризуются, как правило, низкой отдачей от рекламы, ввиду того, что пользователи, пришедшие на раздел социальной сети чаще всего находятся в состоянии отдыха и релаксации, и не настроены воспринимать рекламу». Но с учетом того, что цены на размещение в социальных сетях значительно ниже, чем на других площадках, в некоторых случаях это может быть оправдано, например, при продвижении бренда энергетического напитка. «Оправдано также продвижение бизнеса, который так или иначе связан с развлечением, – отмечает г-н Ульянов. – Тогда группы, аккаунты будут «в тему» и не будут раздражать пользователей».
В свою очередь Болат Элмуратов, руководитель танцевальной школы Сальса-Клуб, продвигающий свой бизнес в социальной сети «ВКонтакте», считает, что «реклама в социальных сетях эффективна для бизнеса, построенного по сетевому принципу, для особых услуг, связанных с человеческими отношениями, либо с продажей уникальных товаров».
В рамках виртуальных социальных проектов можно налаживать тесные и неформальные контакты с нынешними и потенциальными потребителями. Социальные сети позволяют формировать «человеческое» лицо компании, создавать лояльное общение вокруг бренда и его продукции, выискивать и создавать так называемых «евангелистов» – людей, которые активно пользуются товарами компании, адекватно воспринимают сильные и слабые их стороны и, что очень важно, общаются с большим количеством людей, которым потенциально могут донести свои взгляды. Таким образом, по мнению Жанны Прашкевич, арт-менеджера кофейни Coffeedelia, «вокруг бренда складывается более «человеческий» ореол. Есть возможность получать быструю связь с клиентами. Есть возможность продвинуть не только сам бренд, но и «бренд» личности руководителя». Очевидно, что, как минимум в среднесрочной и долгосрочной перспективе, все способы продвижения бизнеса посредством социальных сетей вполне конвертируются в реальные продажи, а также привлекают новых клиентов.
Успешным примером продвижения бизнеса в соцсети может служить опыт казахстанской социальной сети «Мой НУР» портала NUR.KZ. Эксперты соцсети измеряли узнаваемость одного косметического бренда в течение 1,5 месяцев на страницах «Мой НУР» среди аудитории в 250000 пользователей. За указанный срок узнаваемость выросла с 11 до 41%. Также в рамках этой социальной сети проводился совместный конкурс с крупным производителем электроники в течение месяца по продвижению мобильных телефонов. По результату проекта узнаваемость марки телефона повысилась на 158000 человек. Согласитесь, при минимальных затратах весьма неплохой результат.
Между тем, продвигать бизнес в социальных сетях не так уж просто, как может показаться на первый взгляд. Есть несколько проблем, с которыми сталкивается подавляющее большинство компаний, решивших освоить SMM (Social Media Marketing). «Пожалуй, самая главная, – считает вице-президент компании Mail.Ru, – состоит в переходе от сухих, официальных форматов общения (реклама и корпоративный сайт с традиционными текстами, пресс-релизы и т.д.) к максимально человеческому и неформальному языку, что многим компаниям удается с трудом либо не удается вовсе».
Второй момент – социальные медиа чрезвычайно быстры и интерактивны. Здесь не получится просто что-то высказать «в воздух» и закрыть тему, или же просто закрыть неприятную дискуссию. Необходимо отвечать на вопросы пользователей, причем делать это очень быстро, внятно, поддерживать диалог и помнить о том, что потом ваш ответ прочтут еще, вполне возможно, десятки и сотни тысяч человек, а любые новости и слухи в интернете перепечатываются просто в мгновение ока. Так что хочет компания или не хочет, но любой человек в Сети может совершенно открыто высказать свое мнение о любом аспекте ее работы, и запретить ему, в общем-то, никто не может.
Безусловно, каждый предприниматель имеет право решить для себя стоит или не стоит продвигать свой бизнес посредством социальных сетей. Но согласитесь, что лучше своевременно получать любую обратную связь (как негативную, так и позитивную) и оперативно на нее реагировать, чем пускать все на самотек. В то же время социальные сети – относительно дешевый способ рекламы своего бренда, хотя при этом не следует забывать и о других способах рекламы. «Социальные сети сравнительно эффективный метод продвижения. Один контакт с аудиторией нам обходится только в стоимость человеко-часов, – отмечает г-жа Прашкевич. – Однако не стоит полагаться только на продвижение в социальных сетях – оно должно быть в комплексе с другими – адресная рассылка по клиентам, афиши, флаера и т.д.».
Справка. В настоящее время в социальной сети Мой Мир@Mail.Ru зарегистрировано около 50 млн. человек. Но более важным является показатель активной аудитории – так, ежемесячно на страницы проекта, по данным TNS, заходят больше 15,5 млн. человек (еще год назад было 9,1 млн.). В Казахстане проект очень популярен. Недельная аудитория социальной сети в республике превышает миллион человек, дневная – 400 тысяч, а активность казахстанских пользователей чуть ли не самая высокая среди всех стран, где пользуются Моим Миром.
Социальная сеть «Мой НУР» портала NUR.KZ существует 11 месяцев, сейчас в ней зарегистрировано 110000 пользователей, 97% из них жители Казахстана. Динамика роста пользователей составляет 20% в месяц.
По сообщению социальной сети «ВКонтакте», на сентябрь 2009 года на сайте зарегистрировано больше 40 млн. пользователей. Более 1 500 000 000 страниц открывается на сайте ежедневно, это больше, чем у всех остальных крупных интернет-сайтов СНГ вместе взятых. Согласно данным, аудитория составляет 18% посетителей младше 19 лет, 28% – от 19 до 25 лет, 11% – от 25 до 35 лет.