Лейтмотивом Послания президента стала поддержка казахстанского предпринимательства
Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана», озвученное на минувшей неделе, – это «подарок для предпринимателей». Такое мнение «Капитал.kz» высказал Азат Перуашев, председатель Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен».
«До недавнего времени, – комментирует г-н Перуашев, – наше государство выстраивало свою политику по отношению к бизнесу как к пасынку. Государство и различные государственные органы активно входили в бизнес, происходило выстраивание «параллельных» экономик за счет создания госструктур». К примеру, если в 2008 году число предприятий с участием государства было порядка 4600, то только за один прошлый год таких предприятий стало 5170, то есть выросло неконкурентное поле. При этом расходы на содержание данных предприятий в 50 раз превышают их доходы, то есть выстраивалась неконкурентная экономика, противоречащая любому здравому смыслу.
«Все это было результатом пренебрежительной политики по отношению к частному предпринимательству», – подчеркивает председатель НЭП Казахстана «Союз «Атамекен». В последнее время наметилась тенденция, что предпринимательство – это удел людей, которые не смогли устроиться самостоятельно на работу, к примеру, в те же государственные органы или иностранные компании. В связи с таким положением вещей необходимость в улучшении имиджа предпринимателя назрела с очевидностью. В данном случае послание президента пришлось как нельзя кстати. В то же время кроме социально-эмоциональной составляющей Глава государства предложил и вполне конкретные шаги по поддержке отечественного производителя.
Так, Нурсултан Назарбаев, выступая с ежегодным Посланием народу Казахстана на совместном заседании палат парламента в минувшую пятницу в Астане, говорил о целях и планах по созданию «Дорожной карты бизнеса – 2020».
«Поручаю правительству с 2010 года обеспечить единую бюджетную программу по развитию предпринимательства в регионах. Предлагаю назвать ее «Дорожная карта бизнеса –2020», – сообщил президент. – Целью этой программы станет создание постоянных рабочих мест за счет развития нового слоя предпринимательства в регионах, прежде всего малого и среднего бизнеса (МСБ). Мы хотим видеть мощный предпринимательский класс, готовый брать на себя риски, осваивать новые рынки, внедрять инновации. Именно предприниматели являются движущей силой в модернизации экономики, и мы на них надеемся».
Использование средств в рамках этой программы должно осуществляться по следующим направлениям: субсидирование процентной ставки по кредитам, частичное гарантирование кредитов МСБ, сервисная поддержка ведения бизнеса, переподготовка кадров, повышение квалификации.
Основные направления поддержки предпринимательства, озвученные президентом, по мнению Тимура Назханова, вице-президента Независимой ассоциации предпринимателей, являются действительно актуальными и насущными. «Сегодня одной из злободневных проблем для бизнеса является то, как получить доступ к кредитным ресурсам, где найти квалифицированные кадры на предприятия, у кого получить необходимые консультации для эффективного ведения бизнеса», – отметил г-н Назханов.
Однако он не питает особых иллюзий относительно реальных действий правительства: «как всегда, вопрос упирается в исполнение поставленных президентом страны задач перед правительством, министрами, акимами на местах». Фактически не были решены задачи, намеченные в программе индустриально-инновационного развития на 2003-2011 годы. Не выполнив прежнюю программу, страна приступает теперь уже к ускоренной индустриализации. «Все это не вызывает особого оптимизма по результативности очередного мега-проекта правительства, – полагает Тимур Назханов. – Через пять лет идейные вдохновители, разработчики программы ускоренной индустриализации будут сидеть на других руководящих креслах, и никто не ответит за очередной провал».
Согласно посланию, «к 2020 году Казахстан должен войти в число 50-ти стран с самым благоприятным бизнес-климатом». Эту перспективу Кайрат Мажибаев, председатель наблюдательного совета группы компаний Resmi, считает вполне достижимой. При этом, по его словам, следует соблюсти несколько условий. Во-первых, необходимо сформулировать прогноз – каким будет мировой бизнес и его климат к 2020 году. Прежде всего, для того, чтобы определить основные индикаторы для создания наиболее оптимальных условий для ведения бизнеса в нашей стране, ориентируясь именно на будущие параметры. Во-вторых, необходимо создать практическое подтверждение этому в виде устойчиво высоких показателей самого бизнеса, показателей деловой активности и индекса уверенности бизнеса уже на тот момент.
В принципе, создание благоприятного бизнес-климата – это важнейшая задача любого государства, стремящегося войти в число развитых стран мира. Потому что это, прежде всего, стабильное общество, без социальных потрясений. Это общество, где власть и все социальные группы несут равную ответственность. «Однако, – считает вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, – в Казахстане чиновники озабочены, в первую очередь, своим собственным благополучием. И они будут создавать такой бизнес-климат, такие правила игры, которые будут выгодны только им».
Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, по предложению г-на Назханова, необходимо ввести выборность акимов всех уровней, их подотчетность перед избирателями, что даст шанс достижения хоть какой-то конкурентности, состязательности в борьбе за власть на местах.
«Обществу требуются независимые от исполнительной власти депутаты маслихатов, парламента страны. И тогда акимы, министры будут отчитываться действительно перед представителями гражданского общества, а не статистами», – комментируя послание президента, сказал Тимур Назханов. Если государство предпримет изменения в данном направлении, тогда поставленная Главой государства стратегическая задача будет выполнена.