USD
448.15₸
-1.430
EUR
483.46₸
-3.480
RUB
4.86₸
BRENT
87.25$
+0.060
BTC
69796.90$
-1049.700

Конкуренция не в эффекте масштаба

Товары и услуги, которые казахстанские компании предлагают на экспортКазахстанскому бизнесу необходимо активно заняться продвиже...

Share
Share
Share
Tweet
Share

Товары и услуги, которые казахстанские компании предлагают на экспорт

Казахстанскому бизнесу необходимо активно заняться продвижением своих товаров и услуг на рынках стран Таможенного союза. Такое заявление озвучил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на расширенном заседании бюро политсовета правящей партии «Нур Отан» в минувшую пятницу. В свою очередь, по словам президента, представителям государственных органов давно нужно было провести исследовательскую работу относительно свободных ниш на рынках России и Беларуси.

В связи с этим возникает вполне справедливый вопрос: насколько казахстанский бизнес в состоянии предложить конкурентоспособные товары и услуги на экспорт.

Как рассказал «Капитал.kz» Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, «количество казахстанских предприятий, способных конкурировать с российскими гигантами, ограничено, их можно пересчитать по пальцам». В основном, отечественные производители могут предложить продукты питания: молочные товары, соки, переработанные овощи, муку, мучные изделия, алкогольную продукцию. «Но и их в достаточном количестве производят наши соседи, поэтому конкуренция здесь будет жесткая, – подчеркнул г-н Назханов, – Единственное преимущество наших товаров – их более высокие вкусовые качества, меньше различных искусственных добавок. Однако в России, например, государство оказывает пищевой промышленности существенную поддержку, здесь выросли крупные предприятия, в то время как в Казахстане – это все еще средний бизнес».

С другой стороны, существует и диаметрально противоположное мнение Азата Перуашева, председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». По его словам, казахстанские производители «по целому ряду направлений могут сегодня достаточно успешно конкурировать не только с российскими производителями, но и на международном уровне». Чтобы не быть голословным, председатель НЭП Казахстана привел несколько довольно убедительных примеров.

Так, в казахстанской медицинской отрасли по итогам прошлого года по финансовым показателям наблюдался прирост в 23% и порядка 60% – по физическим. В сфере машиностроения в стране есть предприятия, которые расположены вдоль границ с Россией: в Петропавловске, Уральске, Павлодаре, которые сегодня поставляют свою продукцию не только в нашу страну, но и соседнюю Россию. В частности, Павлодарский машиностроительный завод поставляет в Россию от 40 до 60% своей продукции. В пищевой промышленности в Казахстане есть компании, которые поставляют продукцию в Италию, Россию и Китай. К примеру, компания «Рахат» сейчас работает в три смены и все равно не успевает охватить все заказы, которые поступают. Шымкентская компания ТОО «Меланж» поставляет готовую текстильную продукцию в 24 страны мира, в том числе и в Турцию. «В целом у нас есть предприятия и фирмы, которые могут смело конкурировать на мировом уровне, но при этом нам необходимо равняться не на слабых, а на сильных конкурентов», – заключил г-н Перуашев.

В то же время Кайрат Мажибаев, председатель наблюдательного совета группы компаний Resmi, заявляет, что «на текущий момент структура товаров и услуг, поставляемых казахстанскими производителями на рынки РФ и Беларуси, не претерпела особых изменений со времен еще советской экономической интеграции – нефть и газ, металлы, зерновые, космос и т.д.». По мнению г-на Мажибаева, план государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) должен ответить на вопросы относительно изменения данной структуры, чтобы казахстанский бизнес шел в ногу со временем.

«Однозначно, что при планировании решений по конкурентоспособности казахстанских товаров, имеющих российские или белорусские аналоги, не следует искать, например, в потенциальном эффекте масштаба, – подчеркнул он. – Опора на традиционные отрасли, а также инновации с фокусом на производительность мирового уровня и технологические решения принципиально нового поколения смогут изменить место Казахстана на региональном рынке разделения труда».

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.