Товары и услуги, которые казахстанские компании предлагают на экспорт
Казахстанскому бизнесу необходимо активно заняться продвижением своих товаров и услуг на рынках стран Таможенного союза. Такое заявление озвучил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на расширенном заседании бюро политсовета правящей партии «Нур Отан» в минувшую пятницу. В свою очередь, по словам президента, представителям государственных органов давно нужно было провести исследовательскую работу относительно свободных ниш на рынках России и Беларуси.
В связи с этим возникает вполне справедливый вопрос: насколько казахстанский бизнес в состоянии предложить конкурентоспособные товары и услуги на экспорт.
Как рассказал «Капитал.kz» Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей, «количество казахстанских предприятий, способных конкурировать с российскими гигантами, ограничено, их можно пересчитать по пальцам». В основном, отечественные производители могут предложить продукты питания: молочные товары, соки, переработанные овощи, муку, мучные изделия, алкогольную продукцию. «Но и их в достаточном количестве производят наши соседи, поэтому конкуренция здесь будет жесткая, – подчеркнул г-н Назханов, – Единственное преимущество наших товаров – их более высокие вкусовые качества, меньше различных искусственных добавок. Однако в России, например, государство оказывает пищевой промышленности существенную поддержку, здесь выросли крупные предприятия, в то время как в Казахстане – это все еще средний бизнес».
С другой стороны, существует и диаметрально противоположное мнение Азата Перуашева, председателя Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен». По его словам, казахстанские производители «по целому ряду направлений могут сегодня достаточно успешно конкурировать не только с российскими производителями, но и на международном уровне». Чтобы не быть голословным, председатель НЭП Казахстана привел несколько довольно убедительных примеров.
Так, в казахстанской медицинской отрасли по итогам прошлого года по финансовым показателям наблюдался прирост в 23% и порядка 60% – по физическим. В сфере машиностроения в стране есть предприятия, которые расположены вдоль границ с Россией: в Петропавловске, Уральске, Павлодаре, которые сегодня поставляют свою продукцию не только в нашу страну, но и соседнюю Россию. В частности, Павлодарский машиностроительный завод поставляет в Россию от 40 до 60% своей продукции. В пищевой промышленности в Казахстане есть компании, которые поставляют продукцию в Италию, Россию и Китай. К примеру, компания «Рахат» сейчас работает в три смены и все равно не успевает охватить все заказы, которые поступают. Шымкентская компания ТОО «Меланж» поставляет готовую текстильную продукцию в 24 страны мира, в том числе и в Турцию. «В целом у нас есть предприятия и фирмы, которые могут смело конкурировать на мировом уровне, но при этом нам необходимо равняться не на слабых, а на сильных конкурентов», – заключил г-н Перуашев.
В то же время Кайрат Мажибаев, председатель наблюдательного совета группы компаний Resmi, заявляет, что «на текущий момент структура товаров и услуг, поставляемых казахстанскими производителями на рынки РФ и Беларуси, не претерпела особых изменений со времен еще советской экономической интеграции – нефть и газ, металлы, зерновые, космос и т.д.». По мнению г-на Мажибаева, план государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ФИИР) должен ответить на вопросы относительно изменения данной структуры, чтобы казахстанский бизнес шел в ногу со временем.
«Однозначно, что при планировании решений по конкурентоспособности казахстанских товаров, имеющих российские или белорусские аналоги, не следует искать, например, в потенциальном эффекте масштаба, – подчеркнул он. – Опора на традиционные отрасли, а также инновации с фокусом на производительность мирового уровня и технологические решения принципиально нового поколения смогут изменить место Казахстана на региональном рынке разделения труда».