Насколько ужесточат налоговое законодательство в сырьевых отраслях
Возможное проведение в республике реформы налогообложения для сырьевых компаний уже вызывало немало откликов. Воздерживаются от официальных комментариев пока только сами компании, участвующие в проектах, реализуемых в рамках соглашений о разделе продукции (СРП). Мотивация вполне понятна: пока точно неизвестно, какие именно изменения произойдут, ясно только одно – они будут.
Напомним, 22 января, выступая на совещании в правительстве, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил, что пора постепенно отказываться от принципа неприкосновенности в налогообложении иностранных инвесторов, контракты с которыми заключены много лет назад. «Нам надо проработать вопрос о том, чтобы выходить из «зоны неприкосновенности», чтобы все работали по тем же изменениям в налоговом законодательстве, которые произойдут в будущем», – подчеркнул Глава государства.
Премьер-министр Казахстана Карим Масимов поручил Минфину и Минэнерго проработать вопрос применения налогообложения на основе текущего законодательства ко всем сырьевым компаниям, в том числе работающим на основе соглашения о разделе продукции. Таким образом, «неприкосновенность» налогового режима нефтяных соглашений может быть пересмотрена, а значит, могут быть переписаны крупнейшие контракты.
Казахстан заключил около 15 соглашений о разделе продукции. Это одни из самых первых и самых крупных проектов по недропользованию, разрабатывающихся в республике. «Отказ Казахстана от принципа стабильности налогового режима по СРП приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки на инвестора-недропользователя», – заявил «Капитал.kz» Алмат Даумов, партнер юридической фирмы «GRATA», директор алматинского офиса.
Г-н Даумов подчеркивает, что в модели соглашения о разделе продукции принципиально важен налоговый режим в таком виде, который закреплен в СРП. Причиной этому является то, что экономическое обоснование проекта по недропользованию (инвестиционная программа, основные этапы инвестирования, окупаемость инвестиций, возмещаемые затраты, доля Республики Казахстан по разделу продукции и др.) прямо влияет на налоговый режим. Налоговый режим по каждому отдельно взятому СРП уникален и применим исключительно к конкретному проекту. Отмена налогового режима, по которому стороны (государство и инвестор) договаривались разрабатывать месторождение, скорее всего, отсрочит возвратность вложенных недропользователем инвестиций, а поскольку срок СРП ограничен, соответственно, предполагаемый процент окупаемости инвестиций также значительно снизится.
«Кроме того, не совсем понятно, каким образом предполагается дальнейшее налогообложение компаний, работающих по СРП. С 1 января 2009 года, с введением нового Налогового кодекса, такая модель налогового режима недропользователя как СРП была отменена, осталось только налогообложение предприятий, работающих по контракту на недропользование (концессия). В этой связи единственным возможным вариантом перевести предприятия, работающие по СРП, на текущий, общий режим налогообложения является внесение дополнений в Налоговый кодекс с включением ранее отмененных положений предыдущего кодекса о налогообложении недропользователей, работающих по СРП», – считает Алмат Даумов.
«Сказать, что можно взять и отменить стабильность контрактов – это большой вопрос, и как будет конкретный план действий осуществляться с учетом поручений президента, дополнительно обсудим», – заявил Сауат Мынбаев, министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана, передает Reuters. Более того, он отметил, что «если отказываться от налоговой стабильности по вот этим трем-четырем контрактам, то реальный путь, по-хорошему, это только разрыв контракта, потому что это достаточно кардинальный пересмотр».
Вместе с тем, г-н Мынбаев напомнил, что в действующем законодательстве есть норма, которая дает право властям Казахстана в одностороннем порядке разрывать любые контракты в случае появления «национальной и экономической угрозы».
О том, что Правительство РК действует правильно, высказался генеральный директор представительства норвежской компании Statoil в Казахстане Одд Магне Инстефьорд.
«Как я считаю, сейчас казахстанское правительство пытается сделать, чтобы закон был предсказуем для всех, чтобы условия были одинаковыми для всех. Я думаю, что это правильно, и, как мне кажется, очень важно, чтобы условия для всех компаний в крупных проектах были предсказуемыми», – заявил он в пятницу в ходе казахстанско-норвежского бизнес-форума в Астане.
О предсказуемости просят правительство и казахстанские нефтяники. Напомним, что проблемы возникли из-за двойного налогообложения. «Мы столкнулись с такой ситуацией, когда двойное исчисление налога имело место в период перехода от одной формы изъятия налогов к другой. Двойное начисление налогов – это не норма, мы пытаемся довести до сведения правительства наше мнение», – заявил генеральный директор ассоциации KazEnergy Джамбулат Сарсенов.
«Я полагаю, что по данному вопросу проблема больше не в положениях законодательства РК, а в практике его применения таможенными органами – при проведении проверок, и судами – при разрешении споров», – пояснил «Капитал.kz» Алмат Даумов.
Он напомнил, что 10 декабря 2008 года был принят новый Налоговый кодекс, который предусматривал отмену стабильности налогового режима для подавляющего большинства недропользователей, и новый, ужесточенный порядок исчисления и уплаты рентного налога на экспорт сырой нефти. В данной связи появилась необходимость отменить экспортную таможенную пошлину на сырую нефть для предприятий – плательщиков рентного налога. По этой причине 24 декабря 2008 года было принято постановление Правительства РК, согласно которому экспортная таможенная пошлина не должна применяться в отношении вывоза сырой нефти, подлежащей обложению рентным налогом на экспортируемую сырую нефть с 1 января 2009 года. Иными словами, вывоз всей сырой нефти, по которой предприятие уплатило с 1 января 2009 года рентный налог, освобождается от экспортной таможенной пошлины. «Как видно из изложенного, исключается двойное обложение одного объекта предпринимательской деятельности налогом и таможенной пошлиной (ЭТП и рентный налог по своей сути идентичные платежи в бюджет). Это логически правильно, справедливо и именно такую цель, вероятно, преследовало правительство, принимая данное постановление», – комментирует г-н Даумов.
Несмотря на это, таможенные органы обложили ряд недропользователей экспортной таможенной пошлиной на объемы экспортированной сырой нефти, по которым предприятиями уплачен рентный налог.
Спорными являются объемы сырой нефти, оформленные по временным грузовым таможенным декларациям (ГТД) в декабре 2008 года, но экспортированные в январе 2009 года. Проблема в том, что таможенные платежи подлежат уплате в момент представления временной ГТД. Поскольку временная ГТД представляется за несколько дней либо недель до экспорта товаров, соответственно, к примеру, за экспорт сырой нефти, планируемый в начале января 2009 года, временная ГТД должна быть представлена в декабре 2008 года, когда не вступил в силу новый Налоговый кодекс. По этой причине таможенные органы доначисляют экспортную таможенную пошлину по сырой нефти, экспортированной в январе 2009 года, но оформленной по временной ГТД в декабре 2008 года.
«К сожалению, текущая судебная практика неоднозначна по данному вопросу. Многие судебные споры разрешаются в пользу таможенного органа, хотя из буквального смысла постановления Правительства РК следует, что ЭТП не уплачивается по всей сырой нефти, по которой с 1 января 2009 года уплачивается рентный налог. Соответственно, не подлежит уплате ЭТП по сырой нефти, которая будет экспортироваться с 1 января 2009 года, даже если временная ГТД по ней оформляется в декабре 2008 года», – говорит г-н Даутов.
Выходом из сложившейся ситуации может быть либо внесение изменений и дополнений в постановление Правительства РК от 24 декабря 2008 года, либо Правительство РК может официально разъяснить положения данного постановления во избежание различного толкования. При этом перечисленные судебные дела еще окончательно не завершены, и есть надежда, что в вышестоящих судебных инстанциях справедливость восторжествует, и нарушенные права налогоплательщиков будут восстановлены.