Впереди планеты всей
АВТОР

25.02.2010 • 20:31 1122

Впереди планеты всей

Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию

Пока аналитики ждут изменения макроэкономических показателей, чтобы ознаменовать 2010 год годом выхода из кризиса, правительство страны принимает решение, которое позволит именовать 2010 год – годом начала форсированного развития промышленности.

В минувший вторник члены кабинета министров проголосовали за принятие государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана на 2010-2014 годы. В состав Республиканского управляющего центра по реализации данной программы вошли представители министерств, национальных холдингов АО ФНБ «Самрук-Казына», «КазАгро» и Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен». По словам министра индустрии и торговли РК Асета Исекешева, в программу войдут семь приоритетных направлений, озвученных Главой государства, – развитие АПК, металлургии, нефтепереработки, энергетики, химии и фармацевтики, стройиндустрии, транспорта и коммуникаций. Однако, по мнению Асета Исекешева, в программу будут включены еще и машиностроение, урановая и легкая промышленность, туризм и космос.

Карта индустриализации, разработанная в рамках программы, включает в себя республиканскую и региональную карты. В рамках первой предусматривается реализация 97 проектов на общую сумму 6,4 трлн. тенге и создание 64,3 тыс. новых рабочих мест, согласно региональной карте, планируется освоение 119,7 млрд. тенге в рамках 65-ти проектов с созданием 10,2 тыс. рабочих мест.

Если рассматривать запланированные в рамках программы мероприятия по отраслям, то, как сообщает Министерство транспорта и коммуникаций, около 57-ми из них это транспортные проекты на сумму 2,4 трлн. тенге, направленные на повышение эффективности железнодорожной, автомобильной, воздушной и водной инфраструктуры. Согласно представленной информации, к 2020 году планируется создать 1400 км новых железнодорожных линий; построить и реконструировать 16000 км автомобильных дорог республиканского значения и 2020 км. автодорог местного значения, а также ввести 15 аэропортов в категорию ИКАО, увеличив при этом объемы перевозок более чем в 2 раза. 

Отечественную химиндустрию, по мнению авторов программы, тоже ждет рост во всех направлениях. «Мы ожидаем, что валовая добавленная стоимость химической продукции при реализации проектов данного направления увеличится на 77%, производительность увеличится на 55%», – утверждает вице-министр индустрии и торговли Казахстана Нурбек Раев. Также, по его словам, согласно программе, приоритетным направлением определено производство базовых металлов, что, как считают разработчики, позволит предприятиям отойти от добычи руд и производства концентратов.

В числе уже известных инвесторов – Европейский банк реконструкции и развития, который намерен профинансировать приоритетные проекты на сумму около $1 млрд.

Кроме того, в 2010 году планируется реализовать программы, нацеленные на поддержку экспортеров несырьевого сектора, повышение производительности промышленных предприятий и создание привлекательных условий для инвесторов в сфере высокотехнологичного производства – «Экспорт-2020», «Производительность-2020», «Инвестиции-2020». В рамках реализации программы «Дорожная карта бизнеса-2020» предполагается снижение административных барьеров для предпринимательства. Эту программу планируется запустить уже до конца текущего месяца, и реализована она будет по 4 направлениям, к которым в том числе относится и субсидирование процентной ставки по кредитам. Согласно условиям предоставления субсидий, максимальная сумма кредита не может превышать 3 млрд. тенге, максимальный срок кредитования составляет 3 года с возможностью пролонгации до 10 лет. Целевое назначение кредита – модернизация и расширение производства, или организация нового производства. При этом финансовое участие заявителя в реализации проекта должно составлять не менее 20% собственных средств. Ставка вознаграждения по кредиту не будет превышать рыночную ставку. Кстати, скепсис производителей в отношении себестоимости производства на фоне вхождения Казахстана в Единый таможенный союз может быть нивелирован законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «Об инвестициях», который будет внесен в парламент в марте текущего года. Согласно планируемым изменениям, необходимое для реализации проектов индустриализации сырье будет ввозиться в Казахстан без уплаты импортных таможенных пошлин.

В результате реализации Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию Казахстана правительство ожидает к 2014 году рост ВВП на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда в обрабатывающем секторе на 50%, в отдельных секторах экономики на 100%, доведение к этому же сроку доли несырьевого экспорта до 40% от общего экспорта, снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года и увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих.

Насколько будут соответствовать действительности планы программы, судить сложно. С одной стороны, в 2009 году была успешно реализована программа «Дорожная карта», с другой, – по результатам 2009 года Министерство индустрии и торговли оптимизирует деятельность государственного института развития АО «Национальный инновационный фонд», который показал колоссальные убытки. За 2007-2008 год они составили 11,8 млрд. тенге. при этом из более чем 80-ти проектов реализовано только три. Кстати, по словам Адлетбека Бекеева, заместителя председателя Комитета экологического регулирования и контроля министерства охраны окружающей среды Казахстана, «из 194 проектов в рамках программы индустриализации 99 получили положительное заключение государственной экологической экспертизы, 13 находятся на стадии рассмотрения, 82 проекта не имеют согласования уполномоченного органа». К примеру, пока еще не получил положительной оценки экологической госэкспертизы проект строительства Мойнакской ГЭС, а газохимический комплекс в Атырау и проект восстановления блока № 8 Экибастузской ГРЭС, также указанные в программе, даже не поступали на рассмотрение подведомственного Адлетбеку Бекееву органа.

По мнению экономиста Каната Берентаева, принятая ныне программа ставит массу вопросов. «Не имея научно-методического и финансового обоснования, успешная реализация и актуальность намеченных мероприятий вызывают большие сомнения», – считает г-н Берентаев. Примером, по его словам, является ранее запущенный металлургический завод в Таразе. Экономическое обоснование запуска столь энергоемкого производства в столь энергодефицитном регионе не очень понятно.

«Без наличия общей стратегии развития регионов страны успешная реализация отдельных проектов и мероприятий невозможна, – поясняет Канат Берентаев. – Одним из препятствий на пути разработки глобальной стратегии промышленного развития является объединение функций разработки бюджета и подобного стратегического планирования в лице одного Министерства экономики и бюджетного планирования». Кроме того, на фоне сложной экономической ситуации, по мнению специалиста, приоритетным должно быть развитие трудоемких производств, а не капиталоемких. «Увеличивая производство, нужно подумать и об увеличении спроса, что невозможно при высокой доле безработицы», – заключил экономист.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

проекты развитие Дорожная карта бизнеса-2020

25.02.2010 • 20:31 1122

Поделиться
Отправить
Вотсапнуть
Впереди планеты всей
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика