В конце прошлой недели участник самой богатой лиги мира объявил о своем банкротстве
Основанный в конце позапрошлого столетия футбольный клуб «Портсмут» объявил о неплатежеспособности и вынужден был перейти в управление временной администрации. Это значит, что если команду не постигнет участь расформирования, то следующий сезон, в лучшем случае, она начнет во втором английском дивизионе.
Клуб из одноименного портового города на юге Англии, который на Туманном Альбионе был прозван «Помпеями», попал в бедственное положение отнюдь не сегодня. Хотя изначально видимых предпосылок к такому «скатыванию» не наблюдалось. Наоборот, после выигрыша кубка Англии в 2008 году, казалось, что у клуба, которым владел российско-французский бизнесмен Александр Гайдамак, дела идут в гору, и безоблачное будущее ему гарантировано. Но истинное положение дел оказалось намного хуже, чем представлялось до этого.
До сих пор остается неясным, зачем именно Гайдамак-младший приобрел в единоличное владение клуб премьер-лиги. Возможно, ему просто не давали покоя лавры Романа Абрамовича, и этим объяснялось элементарное желание развлечься дорогой игрушкой, но, скорее всего, наличие «Портсмута» в собственности олигарха расширяло бизнес-возможности Гайдамака в Великобритании. Например, он получал доступ к земельным участкам в портовой зоне. А «Портсмут», уже тогда переживавший финансовые затруднения, был рад новому амбициозному владельцу.
При всем при этом российский бизнесмен вел в клубе отнюдь не экономный стиль ведения хозяйства. Да и прозрачной экономическую политику «Портсмута» назвать трудно. При Гайдамаке «Помпеи» приобрели достаточно много дорогостоящих игроков, таких как Салли Мунтари, Лассана Диара, Джермейн Дефо, Питер Крауч. Футболисты, обеспечивавшие успехи команды Харри Реднаппа, были приобретены «Портсмутом» в кредит, а после ухода главного тренера в «Тоттенхэм» проданы за вполне реальные деньги. Кто из владельцев клуба присвоил эти деньги себе, до сих пор не ясно.
Вся суть в том, что выплаты по кредитам за трансферы футболистов «Портсмут» откладывал до последнего. За переход того же Мунтари клуб до сих пор должен итальянскому «Удинезе» кругленькую сумму, хотя чернокожий полузащитник был впоследствии выгодно перепродан в «Интер». И таких неоплаченных переходов у переходившего из рук в руки «Портсмута» за последние годы случилось не один и не два. Отсюда и многомиллионный долг.
После эры Гайдамака клубом поочередно владели Сулейман Аль Фахим из ОАЭ, Али Аль Фарадж из Саудовской Аравии и Балрам Чарнаи из Гонконга – который успел войти в число кредиторов нынешнего «Портсмута». Причем предлог был выбран самый что ни на есть благовидный – вложение в клуб своих кровных денег.
Такая схема работала просто – любое личное вложение со стороны владельца команды оформлялось как беспроцентный кредит. Таким образом, в случае расставания с детищем владелец мог рассчитывать на получение всех своих вложений обратно. Когда Гайдамак оформлял продажу «Портсмута», клуб ему остался должен около 30 миллионов фунтов. И до настоящего времени, этот долг не погашен.
Помимо Гайдамака и трех азиатских владельцев клуба, британские СМИ также упоминают некоего Даниэля Азуги, гражданина Израиля, который числится в команде краткосрочным финансовым консультантом. Бывший адвокат был лишен у себя на родине лицензии за неискоренимую страсть ко всякого рода махинациям, однако это не стало для него преградой, мешающей протиснуться в руководящие круги «Портсмута». Именно Азуги, по мнению экспертов, несет ответственность за большинство «странных» решений, принятых клубом.
Среди участников английской премьер-лиги клубы с минусом на счету явление на сегодняшний день нередкое. Так, благодаря своим заокеанским владельцам, в числе должников оказались такие «монстры» английского футбола как, например, «Ливерпуль» и «Манчестер Юнайтед». Что тогда говорить о менее титулованных и неискушенных командах, вроде «Халл Сити» или «Портсмута»?
Несмотря на все происходящее вокруг команды, временный администратор «Портсмута» Эндрю Андроник обещает спасти клуб от расформирования. Более того, он намеревается даже исключить возможность массовой распродажи игроков. Болельщикам же остается только верить. В чудо реструктуризации, во временную администрацию и собственно в команду.