Чтобы размотать клубок накопившихся проблем, надо запустить обратный процесс
В экономической системе Казахстана подсчитаны основные дисбалансы. По подсчету Бауржана Тулепова, директора департамента аналитики АО «Тенгри Финанс», их 10 и заключены они не только в банковском секторе страны. Дело в том, что Казахстан стал заложником собственного успеха.
«В экономике страны был нарушен хрупкий баланс между ускоренным ростом и стабильностью уже достигнутых за 10 лет результатов форсированного роста экономики, – прокомментировал г-н Тулепов в ходе Казахстанского финансового форума 2010. – Экономический рост был сопряжен с определенными издержками, в частности, с высокой инфляцией, не совсем адекватная борьба с которой привела к ряду других проблем».
В стремлении улучшить состояние экономики власти Казахстана лишь немного переусердствовали в своих усилиях. «Очевидно, что государству необходимо взять под контроль рост денежной массы и оказывать значительно меньшее воздействие на работу свободного рынка. Хотя со стороны может показаться, что это является простым делом, на практике это будет сделать не так-то просто, поскольку дисбалансы уже вызвали ряд последствий и заставили систему подстроиться под себя», – пояснил эксперт.
Итак, по его мнению, в экономике Казахстана присутствуют 10 дисбалансов, требующих немедленного решения: во-первых, это административное уменьшение процентных ставок на банковские кредиты; во-вторых, понижение значимости фондового рынка и выстраивание зависимости экономики исключительно от состояния банковского сектора; в-третьих, сохранение высокой зависимости экономики от ценовой конъюнктуры на нефтяном рынке; в-четвертых, избыточная денежная масса; в-пятых, длительная ревальвация тенге на фоне высокой инфляции. Шестая проблема экономической системы заключается в ценовых преимуществах, которые заложены «в руках» импортеров. Понижение уровня совокупных накоплений и повышение кредитной зависимости населения – это седьмая проблема. Следующая причина, которая также повлияла на развитие кризиса в стране, заключается в слабой финансовой устойчивости корпоративного сектора. Кроме того, негативное влияние оказали перекредитованность экономики и фундаментально слабый банковский сектор.
В свою очередь Азамат Джолдасбеков, бывший глава АО «Казахстанская фондовая биржа», добавил еще один дисбаланс между активами и пассивами. «Думаю, что для решения этого вопроса, необходимо отойти от фондового рынка и переориентироваться на прямые инвестиции. А также создать новый класс предпринимателей, которые впоследствии смогут выйти на нашу биржу», – подчеркнул он.
В свою очередь автор книги «Причины кризиса в Казахстане или 10 дисбалансов экономической системы Казахстана» Бауржан Тулепов полагает – чтобы размотать клубок накопившихся проблем, надо запустить обратный процесс. То есть необходимо рекомендовать банкам увеличить процентные ставки на кредиты и в то же время не запрещать им повышать процентные ставки на депозиты. «Повышение ставок и расширение процентной маржи позволит постепенно выровнять прибыльность казахстанских банков, а это значит, что в их распоряжении со временем будет больше денежных фондов для противостояния экономическим потрясениям», – поясняет он.
Между тем, повышение процентных ставок в разумных пределах (речь идет только об этом) не должно оказать решающего эффекта на состояние внутреннего бизнеса. Считается, что по-настоящему рентабельные компании, обладающие рыночными конкурентными преимуществами, способны преодолеть это далеко не самое сложное препятствие. «Важный вопрос заключатся в том, стоит ли повышать процентные ставки по действующим кредитным договорам банков?», – спрашивает автор книги и отвечает, что «стоит, но этот процесс не должен носить резкий и выборочный характер». «Увеличение процентных ставок на банковские кредиты устранит надобность в некоторых мерах государственного регулирования в этой области, – комментирует г-н Тулепов. – Тогда возникает следующий вопрос: какой уровень процентных ставок на банковские кредиты является адекватным для Казахстана, исходя из его фундаментальных характеристик?» Ответ на этот вопрос зависит исключительно от уровня инфляции, который ожидают участники рынка. Но безусловным остается одно: экономика должна быть свободной от государственного вмешательства, чтобы рынок при большом количестве игроков (как в Казахстане) смог сам найти равновесную точку на банковские кредиты. Но если страна действительно заинтересована в понижении процентных ставок (например, для стимулирования экономического роста), ей всего лишь необходимо держать инфляцию под контролем.
По словам Бауржана Тулепова, повышение процентных ставок на банковские кредиты способно создать стимулы для предприятий изыскивать альтернативное финансирование на фондовом рынке. И если финансово-экономическое положение потенциальных компаний действительно является приемлемым, они смогут осуществить размещение облигаций на фондовом рынке и привлечь капитал. Но при этом государству необходимо ужесточить листинговые требования, сделав упор на приход крупных и финансово-устойчивых эмитентов на рынок ценных бумаг.
И самое главное – введение изменений в экономической системе должно происходить плавно, но неуклонно. «Экономика не любит резких движений, – комментирует директор департамента аналитики АО «Тенгри Финанс». – Использование таких инструментов как быстрая девальвация валютного курса или введение таможенных пошлин способно привести к кардинальной перестройке структуры продаж и вызвать в краткосрочном периоде нежелательную инфляцию, связанную, в том числе, с ажиотажным поведением населения». Кроме того, меры, направленные против импортной продукции, могут и негативно повлиять на политические и экономические взаимоотношения с торговыми партнерами Казахстана. «Но если страна будет проводить новый курс достаточно плавно и корректно, она сможет избежать множества проблем, сопряженных с переменами, даже если эти перемены к лучшему», – заключил он.