Учителя начинают и выигрывают
АВТОР

01.04.2010 • 01:52 1028

Учителя начинают и выигрывают

В Берлине прошел седьмой ежегодный Европейский инновационный образовательный форум

Современный мир невозможно представить без вещей, о которых несколько лет назад могли мечтать только самые смелые писатели-фантасты. Как люди могли жить без сотовых телефонов, интернета, социальных сетей, блогов, электронной почты, виртуальных библиотек? Мы стали частью единой глобальной информационной сети, огромную часть своей жизни проводим в электронной среде, используя все новые технологии и устройства. Развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) позволило всем желающим получить доступ к огромным объемам информации, которая стала одной из самых важных вещей в современном мире.

Компьютерные технологии вошли и в сферу образования. Сегодня преподаватель может сделать обучение интересным, комфортным, а значит и более эффективным, начиная использовать удобные и знакомые для учеников технологии на своих уроках. Но вместе с тем, учитель может оказаться в ситуации, когда современный ученик будет знаком с ИКТ в большей степени, чем он сам, поэтому, как говорят учителя, они зачастую вынуждены «играть на чужом поле». Вот почему настоящему учителю необходимо не только успевать следить за всем происходящим вокруг него, но и серьезно менять собственные подходы к работе в зависимости от требований времени.

О том, как совершенствовать свои методы обучения говорили учителя-новаторы на 7-ом ежегодном Европейском инновационном образовательном форуме, организованном и проведенном корпорацией Microsoft 23-25 марта в Берлине. Своим опытом с коллегами делились победители региональных конкурсов учителей-новаторов из более чем 40 стран Европы и СНГ. В течение трех дней учителя, директора школ и работники образования изучали инновационные школьные проекты, обменивались опытом и демонстрировали новые возможности использования современных технологий.

Такие ежегодные форумы учителей-новаторов являются частью некоммерческой инициативы Microsoft «Партнерство в образовании», цель которой – помочь преподавателям и учащимся реализовать свой потенциал за счет применения ИКТ в учебном процессе.

По словам Джеймcа Бернарда, директора инициативы Microsoft «Партнерство в образовании», популярность этой программы во всем мире свидетельствует о ее важности и актуальности. «Несмотря на трудности в экономической сфере всего мира, становится ясно, что ИКТ в образовании является одним из ключевых направлений и основой, необходимой для качественных социальных и экономических условий, в которых люди могут в полной мере реализовывать свой потенциал», – отметил г-н Бернард.

«Сейчас без применения ИКТ, без новых технологий урок будет не интересен для учащихся. Поэтому необходим обмен опытом, учителя должны видеть – как продвигаются в этом направлении их коллеги в других странах. В этом поддержка IT-компаний, в частности компании Microsoft, играет большую роль», – отметила в интервью «Капитал.kz» Майра Мельдебекова, начальник управления информатизации образования и науки Министерства образования и науки (МОН) РК.

Казахстан на форуме представляла Светлана Иргалиева, учительница Таскалинской общеобразовательной школы, ЗКО, призер республиканского конкурса VCT-проектов (Virtual Classroom Tour – «Виртуальный тур по классной комнате»), проводимого казахстанским офисом Microsoft совместно с МОН РК.

«Компания Microsoft помогает простым учителям попасть на этот форум для того, чтобы они увидели, как работают в других странах. Здесь представлены совершенно разные проекты творческих учителей по многим учебным предметам, есть работы по истории, математике, географии, информатике – но нет ни одной похожей. А это доказывает, что творчество не имеет границ ни по какому предмету, ни в какой сфере, особенно в образовании. Ведь именно образование играет главную роль в развитии общества», – говорит Светлана Иргалиева.

Как превратить скучные многогранники на уроках математики в увлекательный объект для исследования, что можно сделать на уроках информатики из обычной флешки, как передать глухонемым детям значение крестовых сражений на уроках истории, как заставить задуматься обычных сельских мальчишек о переработке бытовых отходов на уроках экологии? Учителя-новаторы в своих проектах затрагивают самые разные темы и применяют различные технологии, начиная от широко используемых, таких как Word, Excel или PowerPoint, до самых новейших – Microsoft MultiPoint Mouse или серверной операционной системы Windows MultiPoint Server.

В последние годы техническое оснащение школ улучшилось, тем не менее, современной техники по-прежнему не хватает. В большинстве школ нет возможности обеспечить каждого учащегося персональным компьютером, поэтому зачастую школьники работают за одним компьютером. Новые технологи уже поддерживают одновременную работу от 2 до 50 мышек, а MultiPoint Server позволяет организовать несколько рабочих мест при наличии всего одного компьютера, выступающего в роли узлового. С такими приложениями могут работать как несколько школьников, так и целый учебный класс.

По словам Майры Мельдебековой, Казахстан в школьных инновационных технологиях старается не отставать от европейских стран. «Сейчас у нас 3338 школ имеют интерактивные доски, 3037 школ оснащены современными лингафонными кабинетами. В 2007 году президент страны Нурсултан Назарбаев провел первый урок в режиме онлайн, министр образования и науки Жансеит Туймебаев перед началом учебного года проводит интерактивные совещания с учителями. Сейчас на еженедельной основе лучшими учителями проводятся интерактивные уроки, каждая область имеет свою интерактивную связь с регионами, проводятся республиканские совещания, интернет-конференции. Все это уже сегодняшний день казахстанского образования», – отмечает г-жа Мельдебекова.

И все же члены казахстанской делегации форума отметили, что нам есть что позаимствовать у европейцев. «Свобода общения – нам этому надо учиться. И профессора, выступавшие на форуме, и учителя, и ученики в обычной берлинской школе показали именно европейский стиль в системе образования. Акцент делается не на то, чтобы заставить ребенка учиться, а на его заинтересованность! Причем заинтересовать, а не заставить подходить к процессу творчески, используя самые передовые технологии, стараются, в первую очередь, самих учителей», – говорит Светлана Иргалиева. По ее мнению, это новый подход, очень верный и демократичный.

Как рассказал участникам форума директор одной из школ Берлина, методисты никогда не будут принуждать учителя использовать в своей работе какую-то новую компьютерную программу или технологию. «Мы никого не заставляем, даже учителей. Действуем иначе, например, даем заинтересованному учителю программу, он в ней работает, а другие учителя наблюдают со стороны и начинают проявлять интерес уже к получаемым результатам. Работаем только так. Наше главное правило – не заставлять ни учеников, ни учителей», – рассказал он.

По словам Жанны Шимырбаевой, директора Интеллектуальной школы Первого Президента Республики Казахстан в Семее, на форуме была возможность понять, в каком направлении двигается весь мир, вся Европа, увидеть новые рубежи, к которым нужно стремиться. «Необходимо сдвинуть парадигму в сторону того, что самое главное – это качество образования, а ученик – это центр образовательной системы. Мы постоянно говорим ребенку «Ты должен!», мы не спрашиваем – «Что ты хочешь?». Тем самым загоняем его в рамки, а рамки – это не всегда хорошо. Мы можем только направлять детей, а не зажимать. Свобода – это хорошо, но свобода – это также и ответственность, когда ты имеешь свободу выбирать, ты еще за это и отвечаешь. Поэтому не надо бояться давать учащимся свободу выбора», – говорит Жанна Шимырбаева.

О том, что казахстанские школы стремятся к инновационным решениям, еще раз в ходе правительственного часа в Мажилисе Парламента РК заявил министр образования и науки Жансеит Туймебаев. По его словам, к 2020 году все организации образования будут обеспечены широкополосным интернетом, локальными сетями и цифровым контентом., к указанному сроку «каждый учитель и каждый ученик будут иметь персональный компьютер и доступ ко всем образовательным ресурсам мира». Будут созданы так называемые «электронные школы», количество которых к 2020 году достигнет более 7 тысяч. При этом учебные планы, расписание, классные журналы, учительская и библиотека будут представлены также в электронном виде.

И, может быть, на инновационном образовательном форуме весной 2011 года в Москве местом проведения следующего форума выберут именно Казахстан.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

образование школы учителя Светлана Иргалиева

01.04.2010 • 01:52 1028

Поделиться
Loading...
  • Kapital.kz – информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. Запрещается использование материалов Центра деловой информации Kapital.kz казахстанскими интернет-СМИ, несмотря на наличие гиперссылки на источник. Данным разрешением обладают исключительно информационные партнеры. Также не допускается перепечатка материалов делового портала Kapital.kz, которые прозвучали в эфире радиостанций, телеканалов, появились на страницах газет или были размещены на интернет-ресурсах, являющихся информационными партнерами Kapital.kz.
    Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus