Доверить важный груз и срочную корреспонденцию можно не каждой компании
Курьерская почта – отдельный сегмент рынка почтовых услуг. В отличие от других его секторов, здесь преобладают не государственные, а частные курьерские компании. Сегодня на казахстанском рынке присутствуют десятки курьерских служб. Самые крупные и хорошо известные из них: Pony Express, Global Post, BaidEx, EMS, CitiServ Express, БеккКурьер, а также UPS, TNT, DHL и пр. Все они предлагают разные услуги и у всех есть свои особенности.
Например, Express Mail Service (EMS), одна из крупнейших курьерских служб Казахстана, имеет инфраструктуру в более чем 3300 почтовых отделений внутри республики и предоставляет клиентам возможность произвести ускоренное почтовое отправление в любую точку Казахстана и 200 стран мира, являясь фактическим перевозчиком, а не посредником. АО «Казпочта» – национального оператора почтовой связи Казахстана и члена Всемирного почтового союза. Служба EMS Kazpost в ее современном виде работает на рынке Казахстана с 2000 года.
Современные курьерские компании используют любые виды транспорта для перевозки писем и грузов. Они постоянно совершенствуют технологии, оптимизируют маршруты и способы доставки, стремясь снизить тарифы. Несмотря на определенную схожесть в принципах и целях работы, курьерские службы делят рынок на сегменты: доставка ценной корреспонденции, доставка корреспонденции и грузов в пределах города, области, страны и международные доставки. Например, у крупных компаний есть сеть офисов и длинный список услуг, но в то же время экспресс-доставка на короткие расстояния в таких компаниях малоэффективна, так как численность мобильных курьеров минимальна. Соответственно, в службе курьерской доставки среднего уровня не может содержаться большое количество крупного автотранспорта или личный самолет, поэтому заказы на дальние расстояния реализуются посредством более крупной международной службы.
Цены курьерской доставки достаточно высоки и зависят от многих факторов: срочности доставки, ценности груза, дальности перевозки, других дополнительных услуг. Чем быстрее требуется доставить груз, тем дороже обойдутся эти услуги. Большинство курьерских служб предлагают доставку «от двери до двери», но если клиент сам подъедет в офис компании для отправки груза, то стоимость отправления ему обойдется в меньшую сумму. Компания Global Post предоставляет существенные скидки в зависимости от объема и количества отправлений. Компания ЕМS для постоянных или крупных клиентов использует гибкие тарифы. Поэтому следует выбрать одну курьерскую службу, которая устраивает более всего, и пользоваться исключительно ею.
Одной из самых сложных задач при организации международной доставки почтовых отправлений и грузов является таможенное оформление. По мнению сотрудников EMS, ограничения в таможенном законодательстве других стран представляют особые трудности для курьерских компаний. Недавно в России в преддверии вступления в ВТО был введен единый унификационный тариф, которого в Казахстане нет. Величина тарифов на пересылку отправления зависит от весовой градации и тарифных зон (направления доставки).
Многие курьерские компании предоставляют услугу отслеживания местонахождения груза в пути on-line на сайте компании. Благодаря современным средствам связи заказчик на любом этапе транспортировки может скорректировать ход движения груза в зависимости от изменившихся условий или регулярно получать точную информацию о ходе экспресс-доставки. Но пока эта услуга недоступна для многих наших курьерских служб даже с мировым именем, например, Pony Express, UPS и пр. Однако «Казпочта» уже внедрила программу по отслеживанию экспресс-отправлений по всей территории Казахстана, что дает возможность каждому клиенту отследить маршрут своего отправления в любую точку республики, страны СНГ и дальнего зарубежья, не выходя из дома или офиса через сайт компании в режиме реального времени. А сотрудники Global Post стараются незамедлительно реагировать на запросы клиентов и в срочном порядке информировать их о возможных изменениях.
Курьерские службы могут быть привлечены к суду из-за ненадлежащего выполнения обязательств по доставке груза. Такие случаи уже были в мировой практике, причем с самыми известными курьерскими службами, – всегда существует вероятность того, что груз может быть утерян или поврежден в результате чрезвычайного происшествия. В этом случае курьерская компания обязана возместить ущерб, но будет ли компенсация и в какие сроки – зависит от компании. Как сообщила курьерская служба Global Post, их компания компенсирует ущерб на основании документов, подтверждающих утерю корреспонденции, а сроки выплаты компенсации – в течение 3 банковских дней после предоставления таких документов. По утверждению пресс-службы EMS, при утрате международных отправлений отправителю возвращается почтовый сбор, а также выплачивается компенсация в размере 30 СПЗ/SDR (расчетные денежные единицы в рамках Международного валютного фонда), если отправление содержит документы, или 130 СПЗ/SDR, если отправление содержит товары.
Однако если отправления застрахованы, то страховая компания осуществляет выплату при подтверждении фактов утраты. Но не все компании предлагают страховать отправления. Например, Global Post производит страхование груза лишь по желанию заказчика. В случае с EMS страхование обязательно для обеспечения дополнительных гарантий безопасности и сохранности экспресс-отправлений от рисков физического повреждения или утери. Также существует письмо с объявленной ценностью, сумма которой переводится в СПЗ (до сотых долей) и указывается в сопроводительной накладной. Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости вложения и, в случае международного отправления, предельной суммы ценности, указанной в Условиях стран и территорий по приему международных отправлений.
Курьерские услуги – удобный способ экспресс-доставки, предоставляющий клиенту максимум возможностей и минимум беспокойства. Основные преимущества курьерской экспресс-доставки – масштабность, универсальность, гибкость и простота такого сервиса.