Чаще любого другого из уст казахстанских поклонников спорта, высказывающихся касательно спортивных телетрансляций на отечественном телевидении, слышатся мнения о том, что наши комментаторы не умеют говорить, операторы не умет снимать, режиссеры не умеют показывать, а продюсеры не умеют договариваться. Однако ведущийся об этом диалог в последние годы был столько же шумен, сколько и бесполезен – качество спортивного телевидения Казахстана очень неохотно отвечает критике. В преддверии зимних Азиатсих игр, которые, как известно, в начале следующего 2011 года пройдут в Астане и Алматы, эта тема стала особо актуальной. Причем в разговор о низком качестве подаваемого телематериала, который прежде поддерживался исключительно зрителями, вступили и чиновники, которых неожиданно заинтересовало то, что наша страна (уже через 9 месяцев) собирается транслировать на весь континент. О проблемах спортивного телевидения Казахстана в эксклюзивном интервью «Капитал.kz» в начале этой недели рассказал режиссер дирекции информационных программ телеканала «Хабар» Игорь Черныш – наиболее опытный из спортивных телевизионщиков республики.
– Как называется твоя должность?
– Режиссер дирекции информационных программ телеканала «Хабар».
– А при чем здесь спорт?
– Ни при чем. Просто на «Хабаре» не существует дирекции спортивных программ. Поэтому спортом приходится заниматься информационной дирекции.
– Значит ли это, что спорт для тебя область жизни чуждая, работать в которой тебе приходится по принуждению?
– Нет. Я, на самом деле, хочу сосредоточиться на спортивных трансляциях. Но, видимо, казахстанское телевидение испытывает очень острый дефицит кадров. Поэтому приходится заниматься и тем, и другим, и третьим. Если честно, то на сегодняшний день в процентном отношении «спортивная» работа у меня отнимает не более 60% служебного времени, все остальное спорта не касается. Сегодня есть лишь несколько человек на телеканале «Хабар», которые сосредоточены на работе над спортивными программами – это очень небольшой коллектив. На всем канале работает только 4 оператора, которые умеют показывать спорт.
– В чем заключается твоя работа, например, на футбольном матче?
– Я слежу за работой всех снимающих игру камер. Принимаю решение, картинку какой из камер выводить в эфир, какая из камер должна снимать какой план. Например, кто-то из операторов должен ловить крупный план игрока, другая камера следит за перемещениями игрока, еще один оператор снимает общую картину игры. А я выбираю то, что в определенный момент видит зритель.
– Очень часто зрители говорят о качестве спортивного материала на казахстанском телевидении в негативном ключе, не стесняясь в выражениях, применяя зачастую ненормативную лексику. Их претензии обоснованы, на твой взгляд?
– Конечно. У нас ведь нет специалистов, у нас нет школы режиссеров. Я, например, учился в алматинской Академии театра и кино, на факультете режиссера телевидения. От того, что происходит на спортивных трансляциях, это было очень далеко – совсем разные вещи. Мой мастер-преподаватель был киношником, который не мог отличить «Спартак» от ЦСКА. Такую школу я получал.
– Как же ты попал на спортивные трансляции?
– Абсолютно случайно. В 2004 году, когда Казахстан вышел в УЕФА, наша национальная команда играла в отборочном турнире к чемпионату мира. И первыми к нам приехали украинцы. Тогда кроме футболистов сюда пожаловали и телевизионщики из компании «Поверхность». Режиссер из Украины Игорь Свиридов отвечал за трансляции из среднеазиатского региона. Но тогда он на свой страх и риск предложил мне самостоятельно режиссировать трансляцию – я согласился. В течение двух дней Игорь объяснял мне азы этой работы, так сказать – ликбез. И я просто старался следовать инструкциям. В принципе за такой короткий срок можно научиться теории этой работы, но главное в данном деле – практика. Помню, я очень сильно волновался – ведь тот матч транслировался на пол-Европы. Конечно, ошибки я допускал, но не могу сказать, что первый блин вышел комом. А набил руку я только через год.
– Ты стажировался на Украине. Расскажи об этом.
– Стажировался – это громко сказано. Я ездил к тому же Игорю Свиридову в Киев в 2006 году, когда украинцы играли с немцами. Я тогда посидел 40 минут на галерке в ПТС (передвижной телевизионной станции, – В.Л.). Близко к аппаратуре меня не подпускали, ведь ее арендовали за огромные деньги у бельгийцев. Вот и вся моя стажировка – без конспектов и учебников.
– Насколько казахстанские каналы заинтересованы в улучшении качества подаваемого материала? От этого зависит прибыль, или в нашей стране нет компаний, готовых платить за это?
– До последнего времени вообще не было видно, что казахстанское спортивное телевидение собирается развиваться. И только после того, как было принято решение о проведении в Алматы и Астане зимних Азиатских игр, и по мере приближения этого соревнования стали потихоньку задумываться о том, что мы будем транслировать на всю Азию. Вот только у меня есть опасение, что никаких концептуальных решений принято не будет, а как только Азиада останется в прошлом, об этом и вообще думать забудут.
– Как конкретно будет вестись работа по улучшению качества телетрансляций?
– Как мне известно, планируется в ближайшем будущем стажировка казахстанских спортивных телережиссеров в России. Но я не знаю, насколько эти планы конкретны.
– Высококвалифицированные телеоператоры, которые специализируются на спортивных трансляциях, в Казахстане есть?
– Конечно, их очень мало. Но про свою команду могу сказать хорошие слова. В течение последних шести лет я лично подбирал команду операторов. И у нас сложился крепкий коллектив, каждый член которого понимает, что от него требуется. Но, как бы мастеровиты не были операторы и режиссеры, очень трудно добиваться хорошего результата – хорошей картинки по телевизору, используя ту технику, которая у нас есть. Нам элементарно не хватает камер. На матчах чемпионата Казахстана по футболу в нашем распоряжении только четыре или пять объективов, при этом повтор может показывать лишь одна камера. На международных матчах мы показываем футбол восемью камерами и с четырьмя повторами. В то же время на матчах чемпионата мира по футболу 2006 года в Германии работало 56 камер с 20-ю повторами. А в Казахстане не всегда присутствует на экране даже графическое отображение времени матча и счета – и это опять же вызвано недостаточной технической базой.
– Что нужно сделать, чтобы казахстанский футбольный чемпионат показывался в нашей стране так же, как в России транслируют местное футбольное первенство?
– Ну, надо честно сказать, что сегодня мы по качеству уступаем россиянам на 2-3 порядка. Решающее значение здесь имеет количество работающих камер. На матчах чемпионата России работает более 10 камер, а для нас 8 камер – это максимальный предел, потому что наша ПТС имеет лишь 8 каналов. Еще одна проблема – нехватка камер и людей. Нам нужна новая станция с 20-ю каналами. Футбольные стадионы в нашей стране абсолютно не приспособлены для работы телевизионщиков. «Астана-арена» – это первый стадион в Казахстане, «заточенный» для максимально комфортной и качественной работы телевизионщиков.
– 6 июня 2009 года матч Казахстан – Англия транслировался на всю Европу и на высоком уровне…
– Да. Сюда приехали телевизионщики каналов «Евроспорт» и английского «Скай Спорт». Они привезли свое оборудование – ПТС и камеры. Тот матч снимался 12 объективами. Кстати, судя по тому, сколько кабелей свисало с трибун во время трансляций, можно было судить о том, что для такой масштабной работы стадион в Алматы действительно не приспособлен. Сейчас я жду окончания реконструкции и надеюсь, что это положение дел изменится в лучшую сторону.
– Сколько стоит ПТС с 20-ю каналами?
– 3 000 000 евро. Насколько мне известно, ни у одного из казахстанских телеканалов даже годовая прибыль не составляет такую сумму. Можно арендовать ПТС у иностранцев, но и это тоже недешево – около миллиона долларов. Поэтому данный вопрос надо решать на правительственном уровне.
– Да, но россияне, насколько мне известно, решили это без правительства…
– Россия – это другое государство. И, видимо, там многие богатые люди хотят видеть по телевизору качественные спортивные трансляции, и могут это себе позволить. И, кроме того, никто ведь не задумывается о том, что качество спортивных трансляций отвечает интересу со стороны болельщиков. А этот интерес, в свою очередь, прямо пропорционален уровню развития того или иного вида спорта. Российский чемпионат смотрят во многих странах Европы. А кто будет смотреть игры казахстанской премьер-лиги, даже если мы будем показывать их 20-ю камерами? Даже сами казахстанцы предпочитают местному чемпионату зарубежные первенства.
– Если сравнивать финансовые возможности казахстанских и российских телеканалов, какую пропорцию придется назвать?
– 1/5. Кстати, это еще одна очень важная сторона вопроса. Если человеку хорошо платят, он и работает хорошо. А что вы хотите от режиссера или комментатора, если он получает 3 000 тенге за одну трансляцию с футбольного матча? Оператор при этом не имеет никакого гонорара.
– Сколько футбольных матчей с каждого тура футбольного чемпионата Казахстана показывает наше телевидение?
– 1 матч транслируется по «Хабару» и 1 – по «Казахстану». И мы стараемся показывать игры в прямом эфире. По нашему каналу 90% футбольных матчей транслируются «напрямую».
– Антенна, которая расположена возле ПТС и передает сигнал со стадиона, имеет очень сильное радиоактивное излучение. У тебя на этой почве не возникало проблем со здоровьем?
– К счастью, нет. Конечно, если вплотную встать к этой «тарелке», эффект будет такой же, как если бы я засунул голову в микроволновую печь. А если отойти от антенны на два метра – она совершенно безвредна. Чаще у режиссеров страдают глаза из-за большого количества мониторов. В шутку я говорю, что моя профессия по опасности для здоровья занимает второе место после космонавтов.