Инвесторы боятся дефолта стран ЕС
Агентство Standard & Poor's приступило к снижению рейтингов стран еврозоны, имеющих проблемы с долгами. Агентство уже понизило рейтинги Греции, Португалии и Испании. Долгосрочный суверенный рейтинг Греции оно опустило сразу на три ступени до BB+: бумаги страны переместились из инвестиционной категории в «мусорную». Рейтинг Португалии был снижен с А+ до А, Испании – с AA+ до AA. По сообщению S&P, Португалия может оказаться не в состоянии расплатиться с большими долгами в связи с плохим экономическим прогнозом. В Испании агентство ожидает вялый экономический рост. S&P также подсчитало цену банкротства Греции для держателей ее госбумаг: они потеряют 200 млрд. евро. Понижение рейтингов подтвердило опасения, что помощь ЕС потребуется не только Греции. В числе рекордсменов по госдолгу Евростат насчитал 12 европейских стран, уровень госдолга которых составляет 60-116% ВВП: Италия (115,8% ВВП), Греция (115,1%), Бельгия (96,7%), Венгрия (78,3%), Франция (77,6%), Португалия (76,8%), Германия (73,2%), Мальта (69,1%), Великобритания (68,1%), Австрия (66,5%), Ирландия (64%), Нидерланды (60,9%).
Если дефолт состоится, что же станет с Евросоюзом? Эксперты «БТА Секьюритиз» полагают, что в этом случае экономике еврозоны может грозить decoupling (т.е. сокращение на фоне общего повышения глобальной экономики). Вероятно, что дефолт Греции вызовет рост стоимости государственного и корпоративного долга других стран региона с крупными дефицитами бюджета, а именно Португалии, Испании и даже Италии, доля которых в ВВП еврозоны довольно высокая. Кредитные рейтинги первых двух стран не застрахованы от дальнейшего снижения. Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам сбавит темпы восстановления экономики или даже вызовет очередную рецессию. «Единственным позитивным моментом во всем этом может стать дальнейшее ослабление евро, что поддержит экспортный потенциал региона, особенно Германии и Франции», – считают эксперты «БТА Секьюритиз».
Галина Нахманович, экономист Института политических решений, напомнила, что долговой кризис в Греции – первый в 11-летней истории существования единой европейской валюты. «Еще тогда все понимали, что еврозона объединит очень разные в финансовом отношении страны. Но за минувшие 11 лет в Евросоюзе так и не были созданы законодательные механизмы, позволяющие предотвратить кризисы, подобные нынешнему в Греции», – говорит г-жа Нахманович. Хотя в Португалии, Ирландии, Испании и Италии ситуация не столь критична, как в Греции, но финансовые проблемы этих стран также копились годами. «Дефолт Греции, если он произойдет, несомненно, скажется на Евросоюзе, однако распада ЕС не будет. Хотя есть мнения, что в случае дефолта Греции и Португалии может произойти распад еврозоны на Север и Юг», – рассказала г-жа Нахманович.
Дамир Сейсебаев, руководитель аналитического центра АО «Асыл-Инвест», заметил, что целостность экономического союза зависит не только от экономического состояния, но и от вопросов управления регулирующих и надзорных органов и вопросов координации. «Теоретически, крах возможен. При этом совершенно неуместны аналогии с Lehman Brothers, вопрос гораздо серьезнее», – рассуждает г-н Сейсебаев. В качестве примера он приводит кризис Юго-Восточной и Восточной Азии, начавшийся летом 1997 года с Таиланда и распространившийся на другие страны. Сейчас же опасения связаны с экономикой Испании и Португалии, имеющих высокие уровни дефицитов бюджетов и объемов государственного долга – это совсем другое. «Не думаю, что крах ЕС состоится – этого не допустят», – говорит Дамир Сейсебаев. Тем более что, по его словам, экономика основных стран ЕС, таких как Германия и Франция, на пути восстановления.
Все же, если еврозона упадет, то это существенно отразится на расстановке сил в мировом масштабе. По мнению г-жи Нахманович, иначе, как «катастрофой» это нельзя будет назвать. «Изменится лицо современного мира. Достигнутая в мировом масштабе многополярность и многовекторность развития центров мировой экономики будет нарушена», – говорит она, полагая, что в этом процессе дезинтеграции заинтересованных сторон среди стран – лидеров мировой экономики нет. Не исключена возможность того, что Евросоюз ужесточит позицию по тем странам-членам ЕС, которые не отвечают обязательным требованиям по участию в Союзе, особенно в части соблюдения не более 3% размера дефицита государственного бюджета. И эти страны могут быть выведены в промежуточную зону, с введением в отношении их ряда ограничений, а затем могут быть и полностью исключены из членов ЕС. Нуриэль Рубини, профессор Нью-йоркского университета, уверен, что под угрозой кризиса находятся и государства, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), включая США. По словам Рубини, Греция – это только вершина айсберга, и разрастание долгового кризиса приведет к скачку инфляции и государственным дефолтам.
Эксперты «БТА Секьюритиз» считают, что развал региона вряд ли состоится. «ЕС и МВФ уже объявили об оказании финансовой помощи Греции, вопреки призывам исключить ее из Союза. Мы полагаем, что власти ЕС все-таки понимают, чем грозит затягивание с решением проблемы, и скоро она будет решена», – поясняют они свою точку зрения. Если все же это случится, то в геополитическом плане ничего не изменится. «Вспомним, например, дефолт России в 1998 году, когда цена нефти составляла $9. Геополитика не изменилась. Чисто экономически полного развала не будет», – объясняют эксперты. Греция, Португалия, Испания выйдут из ЕС, введут свои валюты и их девальвируют, чтобы снизить дефицит бюджета. Через лет десять, после решения своих проблем, опять вступят в ЕС, но уже с меньшей долей ВВП.
Г-н Сейсебаев придерживается другого мнения: если крах состоится (что маловероятно), то спровоцирует самый ужасный кризис за всю историю в мировом масштабе, что будет сопровождаться сначала валютными потрясениями, а затем и ухудшением торговых балансов, падением ВВП, ростом дефицитов бюджетов. Иными словами, сначала валютный кризис, затем банковский и кризис реального сектора. Кризис затронет все страны мира.
Адиль Табылдиев, начальник аналитического управления Департамента торговых операций АО BCC Invest – ДО АО «Банк ЦентрКредит», также считает, что распад ЕС будет иметь глобальные последствия. В этом случае возможно усиление роли России в Европе. Из европейских стран, на его взгляд, сильные позиции сохранят Великобритания, Германия и Франция, однако разрозненно они не смогут противостоять США и усилению позиций на мировой арене таких стран, как Россия и Китай.
Стоит задуматься над тем, какая валюта придет на смену евро в случае упадка еврозоны. В «БТА Секьюритиз» полагают, что евро как валюта останется для других европейских стран. «Данные три страны (Греция, Португалия, Испания) введут свои валюты. Вряд ли Германия будет пользоваться долларом, юанем или рублем», – размышляют эксперты. Г-н Сейсебаев полагает, что евро подвергнется атакам и перестанет существовать как валюта.
Бен Бернанке, глава ФРС США, призывает к созданию четкого плана сокращения дефицита, пересмотру налогообложения, грозясь в противном случае падением интереса со стороны инвесторов. Об этом же говорят и японцы, рассматривая возможность ограничить допустимый уровень госдолга на законодательном уровне. Сейчас мы наблюдаем то, как «продавливают» слабейших, но ведь в скором времени могут приняться и за те долговые рынки, которые сегодня для простоты называются надежными – США и Японии. Но это все в долгосрочном плане. В ближайшее же время «избиение слабых» продолжится, что сохранит нисходящий тренд в паре евро-доллар.
Г-н Сейсебаев полагает, что теоретически вероятность возврата от евро к «родным» валютам возможна, а г-жа Нахманович перспективу возврата от евро к «родным» валютам считает весьма туманной. «Многие эксперты сходятся во мнении, что экономики ведущих стран еврозоны тесно взаимосвязаны между собой, и поэтому альтернативы евро пока нет», – говорит она. Отказ от евро, как единой валюты Европейского союза будет означать полный крах европейской финансовой системы, но такой сценарий относится к фантастике, считает г-н Табылдиев. Однако срок входа в еврозону остальных членов Европейского союза может затянуться, возможно также исключение из еврозоны некоторых ее членов, не удовлетворяющих установленным требованиям.
Видимо, Германия и другие члены ЕС должны принять меры для сохранения единства еврозоны в случае дефолта Греции, Португалии, Испании. «БТА Секьюритиз» полагает, что Германия и ЕС должны смириться с миллиардными потерями по облигациям как государственным, так и корпоративным – они будут реструктурировать свои долги. «Считаю, что решение должно быть простым – исключить из ЕС Португалию, Испанию и Грецию, что по геополитическим и экономическим соображениям не совсем правильно, но может сработать», – говорит г-н Сейсебаев. Адиль Табылдиев полагает, что в случае усугубления бюджетных проблем этих стран единственным выходом для Европейского союза будет обращение за помощью к мировому сообществу. Однако, по его мнению, ресурсов МВФ и Всемирного банка будет уже недостаточно. Донорами могут выступить развивающиеся страны, такие как Китай и Бразилия, имеющие значительные аккумулированные резервы. Однако в этом случае в обмен на финансовую помощь европейским странам придется пойти на значительные уступки, в том числе и политического характера, что может привести к изменению глобальной расстановки сил на мировой политической арене.