Вероятность возвращения казахстанского гонщика Александра Винокурова в профессиональный велоспорт после отбытия двухгодичной дисквалификации за применение допинга многими скептиками ставилась под сомнение. Нередко специалисты от велоспорта во всей Европе, и даже на родине гонщика в Казахстане, утверждали, что Винокуров вряд ли способен в своем уже ветеранском возрасте (36 лет) выступать на том же уровне, что и 3 – 4 года назад. Однако Вино доказал свою состоятельность на трассе, выиграв последовательно две престижные гонки в прошлом месяце. Напомним, сначала казахстанец первенствовал на итальянской многодневке «Джиро дель Трентино», а затем стал первым на старейшей классической однодневной гонке «Льеж – Бастон – Льеж» в Бельгии. В конце прошлой недели Александр впервые в своей карьере стартовал на итальянской супервеломногодневке «Джиро д'Италия». При этом Винокуров, по его собственному признанию, не намерен отбывать номер на Апеннинском полуострове. Здесь он выступает в роли капитана своей команды «Астана» и одного из главных претендентов на призовое место в генеральной классификации. О том, какие надежды связывает велосипедист с участием в «Джиро», чего стоила ему победа в другой итальянской гонке «Джиро дель Трентино», и не возникло ли у него желание оспорить лидерские позиции в «Астане» испанца Альберто Контадора на грядущем «Тур де Франс-2010» Александр Винокуров несколько дней назад в эксклюзивном интервью рассказал «Капитал.kz»
– Где Вы готовились к «Джиро дель Трентино» и благодаря чему набрали такую великолепную форму?
– Эта гонка проходит менее чем за месяц до «Джиро», вследствие чего я счел ее для себя своего рода генеральной репетицией и проверкой готовности перед выходом на старт «Джиро д'Италия», ведь в данной гонке мне предстоит выступить впервые. Поэтому гонка «Джиро дель Трентино» изначально была внесена в мой календарь, и я планомерно готовился к ней еще с конца прошлого года. Постепенно, конечно. Последние две недели перед «Трентино» я тренировался, как обычно, в горах на Тенерифе.
– Можете сказать, что та четырехдневная гонка в Италии была для Вас также, несмотря на победу, подготовительным этапом и перед поездкой в Льеж?
– Скорее, да. Я уже говорил о том, что не рассчитывал доезжать до финиша последнего этапа, чтобы сэкономить силы перед Льежем. Но после третьего этапа я все еще возглавлял генеральную классификацию и вполне мог отстоять свое лидерство в общем зачете, поэтому мы вместе со спортивным директором нашей команды Александром Шеффером приняли решение задержаться в Италии. Как говорится, лучше синица в руках, чем журавль в небе. А оказалось, что и журавля взяли (смеется).
– Ваше отставание от Рикко на последнем этапе «Джиро дель Трентино» составляло 20 секунд. Для того чтобы обойти Вас в генеральной классификации, Риккардо не хватило буквально одной секунды. Вы осознанно отпустили главного соперника на такое рискованное расстояние, или в концовке четвертого этапа Вас уже начали покидать силы?
– Не то чтобы специально… я просто ехал своим обычным темпом. Мне казалось, что последний километр дистанции никогда не закончится, но я боролся за секунды до самого финиша. И, как выяснилось, не зря... Можно, оказывается, выиграть в велогонке и 12 сотых секунды.
– Три молодых казахстанских велосипедиста Ренев, Киреев и Раимбеков вместе с Вами приняли участие в составе «Астаны» в этой итальянской многодневке. Как Вы оцениваете их выступление? Смогут ли они через год или два стать лидерами «Астаны», на Ваш взгляд?
– Молодежь, несомненно, растет, набирается опыта, и это здорово… Конечно, ребятам еще нужно пару лет погоняться, для того чтобы можно было говорить о победах. Главное – стремиться и верить в то, что все получится.
– Как дела у другого казахстанского гонщика «Астаны» Асана Базаева, который не так давно перенес болезненное падение на одной из гонок и получил в результате рассечение носа?
– У Асана все хорошо. На днях он вернулся в Ниццу и уже приступил к тренировкам, набирает форму. И, я думаю, к «Туру Швейцарии» он эту форму наберет. В конце сезона он должен что-нибудь выиграть. И почему не чемпионат мира?!
– Одного выходного оказалось достаточно, чтобы в полной мере восстановиться перед Льежем, или Вы чувствовали усталость?
– Если честно, то я очень боялся, что не успею восстановиться, ведь один день это крайне мало. Я прилетел в Бельгию поздно вечером в пятницу. Почти всю субботу, после презентации и до ужина, провел в кровати. Я даже не поехал смотреть концовку трассы и, думаю, сделал правильный выбор.
– Выходя на старт в Льеже, Вы сразу были готовы бороться за победу, или поняли, что можете первенствовать на этой трассе только по ходу гонки?
– Выходя на старт такой гонки, конечно, настраиваешься на победу, и мне очень хотелось повторить успех 2005 года, когда я впервые выиграл в Льеже. И уже когда на завершающем отрезке дистанции в 15 километров мы уехали в отрыв с таким напарником, как Александр Колобнев из «Катюши», я понял, что у меня есть шанс доехать до финиша.
– Альберто Контадору была отведена роль Вашего помощника здесь, или он также рассчитывал на победу?
– Мы оба стартовали с правом на победу, поэтому последние 20 километров нам вдвоем было проще бороться с соперниками. Мы показали командную тактику в данной однодневке, и эта победа, в какой-то степени, командная. Думаю, Конта остался доволен и своим выступлением в Льеже, и моей победой.
– Кого из соперников считали своими главными конкурентами на «Льеж – Бастон – Льеж»?
– Соперников было много: и Жильбер, и Вальверде, и Эванс. Наверное, в общей сложности, было около десяти сильных претендентов на победу. Поймать удачу на такой гонке невероятно сложно. На протяжении 261 километра может произойти все, поэтому здесь определяющую роль нередко играет везение. Мне повезло.
– Сыграло ли какую-то роль в Вашей победе падение Вальверде?
– Думаю, Вальверде упал не очень сильно.
– Кто Вас поздравил с победами раньше: прежнее или нынешнее руководство Федерации велоспорта Казахстана?
– Я уже и не помню – было много звонков, сообщений, электронных писем. Поздравили, конечно, все. Принимать поздравления в свой адрес приятно вдвойне после такой красивой победы, как в «Льеже».
– Какая из двух Ваших последних побед для Вас стала ценнее?
– Бесспорно – последняя! Кстати, 51-я по счету.
– А с материальной точки зрения – за победу в Бельгии или Италии Вы получили наибольшие премиальные? Сколько можно заработать, выиграв «Льеж – Бастон –Льеж»?
– Сумма призовых, которую предложили нашему руководству, еще не была утверждена. Но в любом случае, вся сумма всегда делится на всех гонщиков, участвующих в соревновании. Повторюсь, это командные победы.
– Ваши победы в Италии и в Бельгии ставят вновь вопрос о том, кто же станет лидером «Астаны» на «Тур де Франс-2010». Или все Ваши мысли сегодня связаны с «Джиро д'Италия»?
– Сейчас я, конечно, сосредоточен на том, чтобы показать хороший результат на «Джиро». Капитаном «Астаны» во Франции, как это и планировалось ранее, будет Контадор.
– Наверное, многие Ваши друзья и болельщики с новой силой заговорили о том, что Вы можете, и даже должны претендовать на победу, или, как минимум призовое место, в генерале «Тур де Франс»?
– Сейчас больше, все-таки, говорят, что я мог бы побороться за призовое место в общем зачете на «Джиро». Если я буду в состоянии бороться на «Тур де Франс», то буду счастлив выиграть этап, но только в том случае, если это не будет мешать Контадору. Не собираюсь вставлять ему палки в колеса.
– Нынешняя весна, пожалуй, более успешная для «Астаны», чем весна 2009 года. С чем Вы это связываете?
– Наверно, с хорошей атмосферой в команде. Наша молодежь сделала шаг вперед, весной это даже заметил Контадор.
– Нет опасений, что после такого мощного старта сезона казахстанской команде опять начнут вставлять палки в колеса со стороны Антидопингового агентства или Всемирного союза велосипедистов?
– Думаю, что ничего такого не произойдет. После черной полосы все-таки должна быть белая.