Дональда Трампа обвиняют в отмывании денег Виктора Храпунова
Расследование провело издание Financial TimesFinancial Times нашло связь между кандидатом в президенты США Дональдом Трампом и экс-акимом Алматы Виктором Храпуновым. Об этом говорится в статье «Грязные деньги: Трамп и казахские связи» (Dirty money: Trump and the Kazakh connection), пишет ca-news.org.
Как сообщает FT, на протяжении многих лет кандидат в президенты США Дональд Трамп собрал интересную «коллекцию» покровителей и сотрудников своей империи. У некоторых из них было темное прошлое, связанное с организованной преступностью или мошенническими схемами. Однако самый большой риск для империи Трампа представляет то, что он мог быть использован для отмывания «грязных» денег в секторе недвижимости.
Так, расследование Financial Times обнаружило доказательство связи Дональда Трампа с международной сетью по отмыванию денег. Например, переписка и банковские документы свидетельствуют «о тесных отношениях» компании бизнесмена из США с семьей экс-акима Алматы Виктора Храпунова. Издание отмечает, что семья Храпунова купила роскошные апартаменты на Манхэттене, в башнях, принадлежащих Дональду Трампу, также было замечено участие Храпунова в крупных коммерческих предприятиях с одним из партнеров финансового магната.
Дженнифер Шаски Калвери, директор департамента по борьбе с финансовыми преступлениями, предупредила в январе 2016 года, что «коррумпированные чиновники, иностранные или транснациональные преступники могут использовать элитную недвижимость США для инвестирования миллионов грязных денег».
Так, алматинские адвокаты сообщили американскому суду в марте, что Виктор Храпунов и его семья «сговорилась систематически забирать сотни миллионов долларов государственных активов и отмывать их через сложную сеть банковских счетов и подставные компании в Соединенных Штатах». Среди компаний, использованных экс-акимом Алматы для отмывания денег, адвокатами назывались три: Soho 3310, Soho 3311 и Soho 3203, и каждая из них была зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью, то есть их собственность можно было легко скрыть. Все компании были созданы в апреле 2013 года в Нью-Йорке, а через неделю после создания, согласно записям, фирмы заплатили в общей сложности 3,1 млн долларов для покупки квартиры, которую записала на свое имя семья Виктора Храпунова, а также 46-этажный отель-кондоминимум в шикарном уголке Манхэттена, чье строительство было завершено в 2010 году.
Кроме того, согласно данным адвокатов, конечным бенефициаром компании Soho была Эльвира Кудряшова, дочь Виктора Храпунова, проживающая в Калифорнии. Согласно источнику в правительстве Казахстана, именно она и ее брат Ильяс Храпунов являлись ключевыми звеньями в отмывании денег. Так, незадолго до покупки квартир компанией Soho со счетов Эльвиры Кудряшовой было перечислено более 3,1 млн долларов на счет адвокатской фирмы в Нью-Йорке — Мартина Йана. Именно Йан и стал агентом для покупки квартир и в дальнейшем также был посредником в сделках между Кудряшовой и подставной компанией Soho, пишет FT.
На первый взгляд, отмечает Financial Times, Дональд Трамп не был бенефициаром продажи квартир. Продавцом выступала компания с ограниченной ответственностью Bayrock/Sapir Organization LLC, основанная ныне покойным бизнесменом из Грузии Тамиром Сапиром и уроженцем Казахстана, а ныне американским магнатом Тефвиком Арифом. Тем не менее, согласно уставным документам, Дональд Трамп считается третьим совладельцем компании, поскольку лицензировал проекту свой личный бренд. На этом основании до 2014 года Дональд Трамп получал 18 процентов от прибыли Trump Soho.
На вопрос о том, как члены семьи Виктора Храпунова смогли приобрести квартиры, будучи обвиняемыми в финансовых махинациях в Казахстане, главный юрисконсульт Дональда Трампа Алан Гратен ответил, что «возможно, что-то не так с законом, но мы не можем обвинять их (Bayrock/Sapir. — Ред.) в нарушении закона».
Однако, как отмечают эксперты, компания Bayrock/Sapir Organization LLC воспользовалась лазейкой в законе о борьбе с терроризмом, согласно которому продавцы не обязаны проверять своих покупателей.
Напомним, в январе в США запустили пилотную программу, предназначенную для определения конечных владельцев подставных компаний, используемых для покупки премиум-недвижимости в Манхэттене и Майами. В июле чиновники сообщили: новые правила подтвердили опасения, что «все покупки роскошной жилой недвижимости юридическим лицом весьма уязвимы для злоупотреблений в целях отмывания денег».
Между тем представитель семьи Виктора Храпунова отказался отвечать на подробные вопросы по поводу сделок с квартирами Soho.
В своей статье Financial Times приводит и другой пример. Так, правительство Казахстана обвинило швейцарскую компанию Helvetic Capital SA в отмывании средств семьи Виктора Храпунова. Как сообщается, в соответствии с проектом 2007 года Helvetic Capital SA планировала войти в совместное предприятие KazBay и вложить туда 1,5 млн долларов, партнером по сделке выступала компания Bayrock. При этом сама компания Bayrock отвергает все обвинения и называет судебные иски «намерением своего бывшего работодателя (Дональда Трампа. — Ред.) скрыть интересы в России и Казахстане». Между тем, пишет FT, по крайней мере два представителя Bayrock—Trump перешли на работу к Виктору Храпунову. Одним из них является Даниэль Ридлоф, чей профиль LinkedIn говорит, что он работал на Bayrock в течение пяти лет до 2010 года, а затем провел восемь месяцев в финансовом отделе фонда Дональда Трампа.
Другой представитель Bayrock—Trump Феликс Сатер, осужденный за финансовые махинации и являющийся осведомителем ФБР, также работал до 2008 года в Bayrock. А в 2010 году работал в организации Трампа в качестве старшего советника американского бизнесмена. Согласно корреспонденции и документам фирмы, имеющихся в распоряжении FT, как Феликс Сатер, так и Даниэль Ридлов работали в тесном сотрудничестве с Эльмирой Кудряшовой. Так, в 2012 году они стали работать в качестве директоров компании, в которую она вложила 3 млн долларов, чтобы получить визу в США как крупный инвестор.
Напомним, в Казахстане Виктор Храпунов обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ст. 307 ч. 3, 4 (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 311 ч. 4 пункт «в» (получение взятки в крупном размере), 193 ч. 3 пункт «в» (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем), 176 ч. 3 пункт «б» (присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере), 235 ч. 4 (финансирование деятельности организованной преступной группы, транснациональной преступной организации, а равно сбор, хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования) и ст. 177 ч. 3 пункт «в» (мошенничество) УК РК. Уголовное дело № 11 751 705 710 018 в отношении Храпунова было возбуждено 22 ноября 2011 года. В качестве меры пресечения суд санкционировал его арест. 8 февраля 2012 года правоохранительные органы инициировали межгосударственный розыск Виктора Храпунова.