Почему рынок труда замер?
Доверие в секторе сильно пошатнулось как с одной, так и с другой стороныСегодня на рынке труда в Казахстане сложилась такая ситуация, когда, с одной стороны, у работодателя есть вакансии и потребность в кадрах, а с другой — много хороших специалистов, которым нужна работа, но участники процесса все равно проходят мимо друг друга. Почему так происходит?
Универсальный солдат
Не секрет, что многие компании ищут универсального солдата, который и с клиентами умеет работать, и знает, как бухгалтерию вести в 1С, и чуть ли не весь бизнес может сам продвигать. Причем, как правило, за очень смешные деньги.
Звучит как шутка? К сожалению, это не анекдот. Все работодатели хотят делегировать бизнес так, чтобы он был способен жить и дышать без постоянного контроля с их стороны. В целом идея реализуемая, но где найти такого специалиста и во сколько он обойдется?
Рынок недоверия
Пока собственники малого и среднего бизнеса пытаются найти квалифицированную рабочую силу, эта рабочая сила ищет адекватных работодателей, которые не исчезнут в неизвестном направлении, будут вовремя платить и обеспечивать положенные законом условия труда. При этом специалисты из разных сфер имеют определенный негативный багаж, связанный с тем, что сегодня на рынке много компаний-однодневок, которые нанимают кадры, не платят зарплату, а потом попросту закрываются.
Работодатели в свою очередь тоже устали от неквалифицированных или нечистых на руку сотрудников, которые наломают дров и уходят. Доверие на рынке труда сильно пошатнулось как с одной, так и с другой стороны. Каждая из сторон накладывает своим поведением отпечаток на восприятие другой стороны, и это не всегда положительный след.
Что может сделать работодатель?
Главное, что должен сделать работодатель, — это снизить свои ожидания. Какой бы универсальный и прекрасный ни был сотрудник, задайте себе несколько вопросов:
- Зачем вы ему? Если он знает и умеет все, то почему должен выбрать вас?
- Что вы сможете дать этому сотруднику и что он сможет дать вам?
Хватит ли у вас на него денег? (к сожалению, чаще всего оказывается, что не хватает)
Между пониманием и непониманием лежит пропасть ошибок
Когда мы проводим набор сотрудников для разных компаний, то сталкиваемся с тем, что кандидаты, поменяв несколько профессий, начинают рассказывать, какими они были барменами, как открывали свое дело, как поработали сначала грузчиком, а потом физиком-ядерщиком, то есть весь свой разношерстный опыт. Это в корне неправильно. По нашему опыту, любой предпринимательский или разнорабочий опыт отталкивает работодателя от соискателя.
В ходе собеседования нужно говорить только то, что связано с должностью, на которую вы претендуете. Это повышает вероятность того, что выберут именно вас, как соискателя, который соответствует данной должности.
Но есть и другая проблема. Многие настолько неразборчиво подходят к поиску работы, что потом сами не помнят, куда и когда подавали резюме. Кандидаты приходят в компанию с уверенностью, что они сложившиеся звезды, все знают и умеют. Но сами не владеют минимальной информацией об этой компании, чем она занимается, кто ее клиенты, чем она может быть полезна соискателю, и чем он будет полезен ей.
О чем молчат работодатели?
В свою очередь работодатели зачастую рассказывают целые истории о том, какая у них прекрасная компания, как зарождалось все в гараже и к чему пришло сейчас. У каждого история успеха Google, не меньше. Есть определенная закономерность: чем хуже ситуация в бизнесе, тем больше хочется ее приукрасить. Очень редко работодатели рассказывают ту правду, с которой человеку придется столкнуться.
Объясняется это разными причинами. Многие считают, не нужно пугать работника сложностями на первом же этапе знакомства. Это и правильно, и неправильно одновременно. Конечно, услышав правду, кто-то уйдет. Но лучше так, чем останется тот, кто не готов к трудностям.
Профессионалами не рождаются…
Наши исследования показывают, что большинство соискателей ищут легкую работу. К сожалению, на ассистента руководителя подают намного больше резюме, чем, к примеру, на вакансию HR-менеджера, логиста или менеджера по продажам. Чем сложнее должность, тем меньше откликов приходит от кандидатов.
Поэтому нужно выстраивать карьерный рост внутри компании и понимать, что человек, который придет на вакантную позицию ассистента HR-менеджера, будет расти. И когда вырастет, станет тем HR-менеджером, которого компания ищет сегодня за большие деньги.
В текущей ситуации на рынке искать готовых кандидатов или тратить свое внимание и деньги на людей с огромным опытом — это не решение. Возможно, вам и не нужен такой человек, так как ему будет просто скучно работать на этой позиции в этой компании. Тем более нецелесообразно, если речь идет о малом бизнесе, переманивать людей из других компаний, потому что такие специалисты — бесполезная трата времени и для них, и для вас.
Лучше искать людей с небольшим опытом, но с сильной мотивацией, даже если это вчерашние студенты, которые чему-то научились и хотят опробовать себя на практике. Важно при этом организовать процесс обучения для новых сотрудников, который позволит сделать из неквалифицированных или полуквалифицированных специалистов настоящих профессионалов.
Если посмотреть на опыт крупных зарубежных компаний, таких как Ernst & Young, McKinsey, Deloitte, KPMG или PWC, то они как раз делают выбор в пользу молодых специалистов с небольшим опытом или его отсутствием. В течение 5−7 лет работы в компании из них вырастают полноценные профессионалы, которые могут конкурировать с лучшими в своей сфере.
Этот же принцип применим и для работников с опытом: все, что вы знали вчера, уже не работает сегодня, поэтому нужно постоянно обновлять свои знания. Не важно, на какую вакансию человек идет: на маркетолога, продавца, юриста — не нужно рассчитывать на свой «звездный» опыт, нужно всегда быть готовым учиться с нуля, открываться новым знаниям и опыту.
Есть ли работа в Казахстане?
Проблема нехватки специалистов и работодателей, безусловно, есть. Вот только кроется она чаще всего в головах тех и других. Многие боятся брать ответственность и делать сложные, серьезные вещи. В большинстве своем молодые люди 25−30 лет сами толком не знают, чем хотят заниматься, они меняют разные места работы в попытках найти себя, и тем самым портят себе резюме
Безработица — это статистический факт, который констатирует, какой процент трудоспособного населения не работает. Под него создаются разные социальные программы, которые нацелены на борьбу со следствиями, а не с причинами. Тогда как нужна большая разъяснительная работа, которая обеспечит вероятность того, что человек изменит что-то у себя в голове и сумеет сделать осознанный выбор своей профессии.
Ален Кокумбаев, основатель проекта SalesExpert
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.