Большая перемена в школах Казахстана
Столько будет стоить внедрение трехъязычия? Как подготовят детей и педагогов?Сегодняшним пятиклашкам впору набираться мужества и штудировать учебники по английскому. Через четыре года, как заявил новый министр образования и науки Ерлан Сагадиев, старшие классы перейдут на трехъязычие. "Грызть" физику, химию, биологию и информатику им придется вдвойне усерднее – незнакомые формулы теперь будут звучать на английском языке. Кроме того, историю Казахстана с седьмого класса планируется изучать только на казахском языке, всемирную историю - только на русском. В целом содержание программ обычных школ (начиная с первых классов) обновится уже с 1 сентября этого года и будет подогнано под стандарты Назарбаев Интеллектуальных школ. Естественно, упор на языки в ней делается огромный. Все новшества прописаны в Госпрограмме развития образования и науки на 2016-2019 годы, утвержденной в минувшем марте президентом.
Основанием для внедрения новых образовательных стандартов повсеместно стала апробация в спецшколах. В МОНе в ответ на запрос центра деловой информации Kapital.kz сообщили, что в настоящее время трехъязычие «успешно реализуется в 117 общеобразовательных школах»: в 33 спецшколах сети «Дарын», 30 казахско-турецких лицеях, 20 НИШ. 1202 учителя в них преподают на английском языке. Также аналогичное образование внедрили в международных частных школах «Мирас» в городах Астане, Алматы, NurOrda-Аstana, Galaxy-Almaty (Международного фонда КАТЕV), Haileybury-Astana, Haileybury-Almatу и др.
Общая потребность в педагогах, знающих английский и преподающих в старших классах, по республике составляет около 32 тысяч человек. Всего же в Казахстане насчитывается 365 тысяч учителей школ.
фото: ortcom.kz
Министр Ерлан Сагадиев, выступая сегодня на пресс-конференции в СЦК, отметил, что не видит больших трудностей при переходе к трехъязычному обучению и уверен в успехе инициативы.
«Если даже каждый двадцатый преподаватель в течение 3-3,5 лет, я уже не беру в расчет тех, кто уже готов, перейдет на англоговорящую форму преподавания предметов, мы уже наполовину обеспечены. Плюс у нас 13-14 тысяч выпускников педагогических вузов каждый год выходят. Мы сейчас педагогическим образованием наиболее серьезным образом собираемся заниматься. Как в целом для всех типов школ, так и для англоговорящих школ это задача номер один – подготовить педагогов. Плюс у нас есть столько готовых носителей языка. Я думаю, у нас преподавателей будет достаточно, даже более чем достаточно. И с этим мы таких больших проблем не видим», - заявил глава ведомства.
К слову, как сообщили в ответе на наш запрос в МОН, подготовка кадров для внедрения обновленной программы и трехъязычного образования уже осуществляется по следующим направлениям:
- на базе 17 вузов Казахстана с 2012 года в 336 группах с охватом 3361 студента;
- Назарбаев Университетом будут подготовлены 675 учителей-предметников (химии, физики, биологии, информатики);
- АОО «НИШ» и АО НЦПК «Өрлеу» за летние месяцы подготовят 69 учителей по обновленной программе;
- МОФ «КАТЕV» обучит летом 18 250 детей в языковых лагерях; 680 учителей-предметников (химии, физики, биологии, информатики) из 84 областных специализированных школ для одаренных детей; 800 учителей информатики.
Кроме того, для учащихся 5-11 классов планируется организовать Летние языковые школы с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов – это должно стать хорошей практикой для будущих педагогов.
В целом подготовка к полиязычному обучению начата с предшкольного уровня, она будет продолжена в основной школе. «Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство», - отметили в МОН.
Так, с 2013/14 учебного года в школах введено изучение английского языка с первого класса. Чиновники заверяют, что малыши успешно осваивают иностранный язык. «Результаты исследования состояния образовательного процесса по английскому языку в организациях образования показывают, что учащиеся успешно овладевают основными учебными навыками по всем видам речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом», - говорится в ответе ведомства.
По плану Минобразования, в 2017/18 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского с первого класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.
Как пояснили в МОНе, в основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения (CLIL) с увеличением часов английского языка (на 1 ч.).
«Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведение внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс. После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам», - проинформировали в министерстве.
Таким образом, как отметили в МОН, «перед казахстанской педагогикой стоит задача кардинального обновления, в первую очередь содержания школьного образования на основе мирового передового опыта». Программа по всем предметам в первых классах, напомним, обновится уже с предстоящего учебного года. В связи с этим первоклашки и перейдут на пятидневку. А в следующем году новое содержание и пятидневка будут внедрены для второго, пятого и седьмого классов. И так далее. Полностью образовательная программа будет заменена за четыре года – к 2019-му.
Этим летом курсы повышения квалификации пройдут 73 тысячи учителей-предметников начальной школы. За их организацию во всех областных центрах отвечают Центр педагогического мастерства АОО «НИШ» и АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», предусмотрен выезд тренеров в отдаленные районные центры. Каждого учителя по итогам курсов оценят, выдадут ему сертификат и комплект необходимых электронных ресурсов. Кроме педагогов, планируется обучение 15 261 директора и заместителя директоров школ, методиста областных управлений образования, районных/городских отделов образования. В помощь работникам образования создан системно-методический комплекс, на котором в режиме онлайн открыт доступ к образцам уроков, дидактическим материалам, видео-, аудио-, анимационным ресурсам по программе обучения начальной школы.
А как быть малокомплектным, сельским школам, где остро не хватает даже обычных (не англоговорящих) физиков и химиков? Чтобы постепенно решать этот вопрос, как считают в министерстве, для начала нужно провести в такие школы интернет и наладить в них дистанционное обучение. В планах министерства в течение трех-четырех ближайших лет обеспечить на 90% казахстанских школьников доступом к широкополосному интернету (сегодня этот показатель - 76%).
«Высокоскоростной интернет станет основным образовательным хребтом нашей инфраструктурной системы. Что позволят данные меры? Первое – нам это позволит обеспечить массовость и повсеместность внедрения новых знаний и методик, выравнивание всех уровней обучающихся и преподавателей. Это очень важно, чтобы мы массово начали внедрять по всей стране. Второе - мы можем значительно увеличить скорость модернизации всех учебных процессов, что нам на сегодняшний день крайне необходимо», - сказал Ерлан Сагадиев.
Но сколько же бюджетных денег потребуют все эти нововведения? Как нам сообщили в министерстве, «на реализацию внедрения трехъязычного образования и обновленного стандарта дополнительного финансирования из бюджета не выделено, все будет реализовано за счет ранее предусмотренных средств на развитие системы образования».
Эту цифру можно найти в самой Госпрограмме: общие затраты из государственного бюджета на реализацию программы в 2016-2019 годах составят 931 250 656,7 тыс. тенге (республиканский бюджет – 722 853 510,0 тыс. тенге, местные – 208 397 146,7 тыс. тенге).
В Казахстане действует 7 160 дневных государственных общеобразовательных школ, причем количество малокомплектных школ - более трех тысяч. Общее число учащихся составляет 2,7 млн человек, 48% из них живут в сельской местности.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.