Госдолг Казахстана находится на комфортно низком уровне - ЕАБР
Эксперты рассчитали оптимальный уровень долга, учитывая институциональные особенности странКакой уровень государственного долга можно назвать
безопасным и оптимальным? Ведет ли наращивание долга к экономическому росту?
Эти вопросы остро встали на повестку дня во время пандемии COVID-19, ведь поддержка
экономики по всему миру в значительной степени обеспечивается за счет долговых
привлечений. Об этом говорится в исследовании «Оптимальный долг и качество
институтов» Евразийского банка развития (ЕАБР), которое оценивает пороговое значение в 55% ВВП для институционально развитых стран и 37–38% в менее развитых странах, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на
данные документа.
«Качество институтов выступает одним из важнейших факторов экономической
стабильности, долговой устойчивости и эффективности использования долга. Коронакризис поставил многие страны
перед выбором — стимулировать экономическое развитие стран за счет наращивания
долговых обязательств или сосредоточиться на бюджетной устойчивости. Чтобы
ответить на эти вопросы, в аналитическом документе был рассчитан оптимальный
уровень долга, учитывая институциональные особенности стран», - пояснили в ЕАБР.
Результаты анализа говорят о следующем. По мере повышения уровня институционального развития стран оптимальный уровень долга также увеличивается. В то же время как для стран с низким уровнем развития политических институтов оптимальный уровень долга составляет 37%, для стран с развитыми институтами пороговое значение долга превышает 55% ВВП. Такое распределение пороговых значений долга говорит о том, что страны с развитыми институтами более устойчивы к росту долговой нагрузки по сравнению со странами с менее эффективными институтами.
Государственный долг России и Казахстана находится на комфортно низком уровне (менее 20% ВВП), не превышая оптимальный уровень 37–38% ВВП. Другим странам зоны операций ЕАБР и Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) целесообразно осторожнее подходить к своим долговым позициям, учитывая текущий уровень развития их институтов. Однако результаты оценок говорят о том, что в Армении рост государственного долга даже при превышении порогового значения 37–38% ВВП будет оказывать небольшое положительное влияние на экономический рост. В случае Беларуси, Кыргызстана и Таджикистана отрицательный эффект при превышении долгом оптимального уровня выявлен не был.
В банке пояснили, что взаимосвязь долга и экономического роста зависит от широкого спектра
особенностей отдельно взятой страны, что нужно принимать во внимание при
формировании политики. В развивающихся странах существуют другие факторы,
которые позволяют увеличивать уровень долга, не повышая при этом риск дефолта,
например, доступ к высокольготному финансированию.
«Исходя из этого, стоит
отметить, что результаты данного исследования не говорят о необходимости
снижать уровень долговой нагрузки до оцененного оптимального уровня, —
указывает главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров. — Скорее странам
необходимо проводить взвешенную долговую политику и тщательно оценивать, станут
ли дополнительные заимствования стимулом экономического роста или же приведут к
ухудшению бюджетных позиций, не дав ожидаемого результата».