От обратного: из маркетплейса в банк

Почему мировые ретейлеры могут потеснить банки и чего они достигли за последние годы

В последние годы среди банкиров, футурологов, визионеров популярно рассуждать о трансформации банков в маркетплейсы. Но почему-то многие игнорируют обратное перевоплощение. Кроме главы Сбербанка Германа Грефа. Он видит в маркетплейсах IT-компаниях прямых конкурентов банков. Поэтому возглавляемый им финансовый институт движется к созданию цифровой корпорации и стремится к уровню таких компаний, как Alibaba и Amazon. Последние, кстати, довольно активно нацелились на поглощение финансового рынка. «Капитал.kz» разобрался, почему мировые ретейлеры могут потеснить банки и чего они достигли за последние годы.

Amazon: вызов банкам

Мировой маркетплейс Amazon намерен наращивать объемы кредитования малого бизнеса в Штатах, Великобритании и Японии с помощью финансового сервиса Amazon Lending. Последний существует с 2011 года, за это время сумма выданных через него кредитов превысила $3 млрд. Благодаря платформе marketplace продавцы-небольшие собственники бизнеса могут получить кредит на срок до 12 месяцев под 6−17%.

«Мы знаем, что дополнительный капитал в нужный момент может помочь малому бизнесу достичь еще большего успеха», — сообщил ранее Пейуш Нахар, вице-президент Amazon Marketplace. Поэтому спрос на кредитование через данную платформу оказался довольно высоким. «Это, по сути, прямой вызов крупным банкам, которые исторически доминировали на рынке кредитования», — пишет автор публикации в Financial Times. Сам же Пейуш Нахар не исключил того, что Amazon может предлагать больше банковских услуг в будущем.

Ретейлер также развивает свой сервис онлайн-платежей Amazon Pay, который дает пользователям возможность делать покупки на других сайтах, используя информацию, хранящуюся на его сайте. В феврале этого года интернет-ретейлер анонсировал, что сервисом Amazon Payments воспользовалось более 33 млн клиентов с 2013 года. В 2015 году эта цифра составляла 23 млн пользователей.

Walmart: война за карты и онлайн-торговлю

Wal-Mart Stores — еще один известный борец с финансовыми институтами, в частности с компанией Visa. Известно, что канадское подразделение Wal-Mart Stores прекратило принимать карты этой компании. Все потому что ретейлер не согласился с высокими комиссионными сборами с карт Visa. Об этом писало агентство Reuters. Противостояние ретейлера против Visa и MasterCard продолжается довольно давно.

И сегодня, по мнению авторов блога PayOnline на ресурсе Geektimes, международным платежным системам и другим финансовым институциям придется признать, что мир изменился и условия теперь диктуют не платежные гиганты — и даже не крупные мерчанты. «В информационном обществе условия диктуют потребительские привычки и современные технологии, которые делают жизнь этих клиентов безопасной и удобной», — отмечается в блоге.

В конце 2015 года Walmart запустил собственную платежную систему — WalmartPay. Это позволило клиентам компании использовать мобильную платежную систему в магазинах сети. WalmartPay совместима с любыми устройствами на базе iOS и Android, поддерживающими приложение Walmart. Платежная система работает с основными кредитными и дебетовыми картами, а также принимает подарочные карты Walmart.

Ранее Даниэль Экерт, старший вице-президент по сервису в Walmart, говорил, что WalmartPay — это только начало. «Мы строим более глубокие отношения с нашими клиентами через нашу экосистему. Мы готовы создавать новые инструменты, такие как платежная система, которые позволят использовать приложение Walmart для более быстрого и удобного шопинга», — амбициозно рассказал он.

Экосистема Alibaba

Alibaba — пример того, как онлайн-ретейлер активно завоевывает позиции на финансовом рынке. Это подтверждается и в отчете ассоциации на базе ООН «Социальные сети, платформы электронной коммерции и развитие экосистем цифровых платежей в Китае — что это значит для других стран». По данным аналитиков, платежи через Alipay выросли с почти 500 млрд юаней ($70 млрд) в 2012 году до примерно 11,5 трлн юаней ($1,7 трлн) в 2016 году, или в 23 раза больше, чем за четыре года.

Благодаря платформе Yu`ebao от Alibaba все большее число людей может накапливать и инвестировать свои деньги. В период с 2013 по 2016 годы размер капитала под управлением Yu`ebao увеличился до $117 млрд. На сегодняшний день система обслуживает свыше 152 млн клиентов. Есть у Alibaba и сервис Sesame Credit, который позволяет оценить кредитоспособность клиентов, что дает возможность создавать кредитную историю и расширять доступ к кредитным средствам.

Впрочем, планы Джека Ма в развитии своей компании вполне амбициозные. Топ-менеджеры Alibaba не скрывали, что с помощью Ant Financial намерены начать революцию в отрасли финансовых сервисов. И уже в этом году Ant Financial была оценена в $75 млрд, а масштабы ее роста и поглощения финтех-компаний просто потрясают.

eBay

Интернет-аукцион eBay тоже не отстает от своих конкурентов. В частности, в 2002 году компания приобрела за $1,5 млрд сервис онлайн-платежей PayPal. Сегодня, согласно статистике, участники каждого четвертого аукциона на eBay выбирают для взаиморасчетов именно PayPal. Аудитория PayPal — это более 2 млрд человек, у которых нет банковских счетов. Хотя, как говорит гендиректор PayPal Дэн Шулман, система не собирается конкурировать с банками и разрабатывает продукты, которые принесут доходы и им. Многие эксперты прогнозируют, что PayPal может стать банком.

«Вместо того чтобы задаваться вопросом, превратимся ли мы в итоге в банк, мы задаемся вопросом, станем ли мы эпицентром финансовой жизни», — приводят «Ведомости» слова Джона Канзе, вице-президента PayPal.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤