Мурат Кастаев: Об активах ЕНПФ, доходности фонда и рисках
Генеральный директор DAMU Capital Management предположил, какие компании могут побороться за управление активами фондаПенсионный рынок ждут перемены. В ближайшее время ожидается, что часть пенсионных активов перейдет в управление казахстанским компаниям. О какой доле идут речь — пока не ясно. Между тем по словам генерального директора DAMU Capital Management Мурата Кастаева, есть вероятность, что местным управляющим достанется не более 2% активов ЕНПФ. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz также выяснил у собеседника, почему доходность Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) пока ниже 14−15% годовых.
— Известны ли уже приблизительные требования, которые Нацбанк планирует предъявить к казахстанским управляющим компаниям, которым доверят управлять активами Единого накопительного фонда?
— В настоящее время активно обсуждаются требования к инвестиционным компаниям, но их конечный вариант пока не известен. Изначально позиция Нацбанка заключалась в том, что к управлению активами ЕНПФ будут допускаться иностранные компании, которые будут отвечать требованиям, предъявляемые к управляющим Нацфондом. Среди таких критериев, рейтинг ни ниже «А» или «АА». И к инвестиционным компаниям, которые могли управлять активами Нацфонда, также было требование — управляющий должен был иметь под управлением активы клиентов, в том числе находящиеся на консультационном обслуживании, не менее 25 млрд долларов. К тому же у компаний должен был быть опыт управления подобными активами, например, облигациями или акциями, не менее 10 лет.
Если предположить, что такие требования регулятора будут предъявляться и к местным инвестиционным компаниям, которые захотят побороться управление частью активов ЕНПФ, то отмечу претендентов отвечающим критериям не окажется. Даже если взять две крупные инвестиционные компании, у них в совокупности активы составляют лишь около 240 млн долларов. Так, активы исчисляются только десятками миллионов, а не миллиардами.
Для примера, британской компании Aviva lnvestors, которой фонд передал около 220 млн долларов ЕНПФ под управление, имеет активы под управлением объемом более 300 млрд долларов.
Так, есть вариант, что требования к местным управляющим активами ЕНПФ совпадут с критериями к управляющим активами Нацфонда.
— Недавно глава Народного банка Умут Шаяхметова сообщила Kapital.kz, что на рынке осуждается вопрос о том, что один из бэнчмарков по доходности пенсионных активов будет на уровне: базовая ставка +5% (на сегодня с учетом базовой ставки это 14,25%). По ее мнению, «пока достижение такой доходности нереально, недостижимо». Она уточнила, что «даже сам Нацбанк и Единый накопительный пенсионный фонд не показывают такие уровни доходности». Как вы оцениваете данное требование?
— Полностью согласен с г-жой Шаяхметовой, обеспечить доходность на уровне 14−15% со стабильным и приемлемым уровнем риска, к сожалению, в текущих рыночных условиях, невозможно. Это не позволяют казахстанские реалии
Насколько мне известно, к внешним управляющим активами также предъявляется требования по доходности. То есть, есть некий бэнчмарк, к примеру, ориентир на рост стоимости акций развитых стран. Так, чтобы компании сохранить за собой право на управление активами, она должна обеспечивать доходность по бумагам не ниже рыночной.
— Доходность в 14−15% недостижима, потому что конъюнктура казахстанского рынка ценных бумаг не достаточно развита…
— В Казахстане очень мало компаний, инструментов, которые способны обеспечить доходность в 14% и более в долгосрочной перспективе. Даже если посмотреть на иностранные бумаги (США, Великобритания) — по ним доходность в целом также ниже обозначенной планки. Например, исторически индекс S&P 500, в который включены 500 компаний США с наибольшей капитализацией, растет на 7−8% в год. Так, инвестируя в долларовые активы можно получить доходность ниже 10%.
— По последним данным, доходность пенсионного фонда за год (по отношению к ноябрю 2017 года) составила 10,2%. Уровень инфляции за этот период — 5,3%. Получается, доходность едва превысила 10%… Кстати, под внешнее управление регулятор передал 0,9% активов ЕНПФ. По вашим оценкам, какую долю пенсионных активов под управление могут получить местные инвесткомпании? Более 50% или менее?
— Однозначно, в разы меньше. В настоящее время около 21 компаний имеют лицензии на управление инвестиционным портфелем. Совокупный инвестиционный портфель всех этих фининститутов под управлением не дотягивают до 500 млн долларов. Из них у топ-5 компаний — под управлением активов на сумму около 200 млн долларов. Соответственно, если мыслить логически, компании могут получить под управление активов ЕНПФ не более 500 млн долларов — около 2% всех активов пенсионного фонда.
— Как думаете, когда все-таки активы ЕНПФ будут переданы в управление казахстанским компаниям?
— Предполагаем, что это произойдет уже в первом полугодии 2019 года.
— Ранее в Нацбанке отмечали, что передав внешним компаниям активы ЕНПФ в доверительное управление, средства фонда остаются на счетах регулятора. Есть ли при этом какая-то гарантия, что Нацбанк полностью контролирует все денежные потоки?
— В этом случае контроль со стороны регулятора действительно высок. Нацбан ежемесячно, а если есть необходимость ежедневно видит, куда инвестирует активы ЕНПФ внешний управляющий. Так, даже если регулятора что-то не устроит в управлении, он может вмешаться в процесс, приостановить деятельность либо расторгнуть договор на управление.
— Как вы думаете, стоит ли предоставлять вкладчикам выбор по стратегии инвестирования их активов в ЕНПФ? Ранее речь шла о консервативном, умеренном и агрессивном портфелях.
— Введение разных инвестиционных портфелей оправдано. Между тем, нужно понимать, что у нас финансовая грамотность населения находится не на самом высоком уровне. И поэтому, предполагаю, что опцией по выбору портфеля воспользуется лишь 3−5% вкладчиков. Считаю, что можно рассматривать и другую модель — дать вкладчикам возможность распределять свои активы между этими тремя инвестпортфелями. К примеру, 20% активов в агрессивный, 30% - в консервативный и 50% - в умеренный. Эти пропорции могут меняться в зависимости от желания вкладчика ЕНПФ. Технически и технологически это несложно. Обозначенная система снизит риски.
— Могут ли казахстанские компании ограничиться инвестициями активов ЕНПФ только в экономику Казахстана?
— Это будет очень сложно, потому что количество фининструментов в стране ограничено. Инвестиционным компаниям, так или иначе, придется выходить на зарубежные рынки. Отмечу, логичнее вложения в иностранные активы совершать зарубежным управляющим. При этом у них будут ниже транзакционные и операционные издержки.
По сути, ситуация будет иной, если развитый фондовый рынок станет более развитым, на рынке появится ликвидность.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.