Тренда по снижению ИТ-бюджета не наблюдается

О том, как обстоят дела с ИТ-инфраструктурой, рассказал Куат Кусаинбеков

В 2014 году мировые банки потратили на ИТ около $188 млрд, ожидается, что в этом году вложения вырастут на 5%, говорится в отчете аналитической компании Celent. И даже несмотря на растущие бюджеты, ИТ-системы многих банков морально устаревают и во многом уже с трудом выдерживают нагрузки. Они сейчас больше похожи на «лоскутное одеяло», – это результат всевозможных слияний и поглощений, запуска новых продуктов и приложений. Такая картина усложняет процессы и увеличивает затраты на обслуживание и поддержку систем, пишет Financial Times.

О том, как обстоят дела с ИТ-инфраструктурой в одном из крупнейших казахстанских банков, в интервью деловому еженедельнику «Капитал.kz» рассказал Куат Кусаинбеков, заместитель председателя правления Halyk Bank.

 - Согласны ли вы с утверждением, прозвучавшим недавно на конференции PROFIT Finance Day, о том, что в ближайшем будущем банки будут конкурировать не на уровне услуг или продуктов, а на уровне технологических стратегий?

 - Я считаю, что на уровне продуктов конкуренция как была, так и останется. Но я согласен с тем, что значение технологий растет с каждым днем и без использования определенных технологий невозможно обрабатывать большие массивы данных, которые есть в банковских структурах. Конечно, доля правды в этом утверждении есть, но я не считаю, что конкуренция вскоре перейдет в область технологий на все 100%. Все-таки это больше инструмент, который обеспечивает продажу. Конкуренция в части разработки новых продуктов, их удобства все равно останется. Побеждать будет тот, кто, разрабатывая новые продукты, будет иметь хорошую технологическую базу для обеспечения продаж этих предложений.

 - Многие CIO жалуются на то, что их инициативы правление не слышит, и порой очень трудно убедить руководство в необходимости инвестиций, расширении бюджета. Вы являетесь заместителем председателя правления HalykBank, значит, вам в этом плане легче?

 - Конечно, легче. Я непосредственно участвую в принятии решений, в обсуждении бюджета на инновации.

 - Какие проекты, технологические решения удалось внедрить в банке в этом году?

 - Последний год мы достаточно плотно занимаемся дистанционными каналами продаж, серьезно расширяем функциональность интернет-банкинга для физических лиц, делаем новые версии мобильного приложения, которое у нас уже существовало. Каждый год появляются возможности, которых раньше не было, например, платежи на свободные реквизиты. Наша клиентская база растет, поэтому встают вопросы устойчивости, предоставления услуг в режиме 24/7.

В этом году мы завершаем проект по переходу на новую версию системы в части управления персоналом, которая существует в банке с 2006 года.

На сегодняшний день команда банка насчитывает около 10 тыс. человек в 22 филиалах по всему Казахстану. И, соответственно, появилась необходимость обновления решения для управления персоналом, связанная не только с расширением бизнеса, но и с новым уровнем требований к эффективности управления кадрами. Это решение HCM (Human Capital Management) от SAP, сейчас мы переводим его на последнюю версию, внедряем функциональность, которая появилась за это время. В целом переход на обновленную версию позволит нам максимально использовать преимущества стандартизированного локализованного решения и уменьшить количество собственных разработок, что поможет значительно снизить издержки на сопровождение и развитие системы.

Мы достаточно активно используем HCM, у нас есть почти все модули, начиная от расчета заработной платы и заканчивая управлением персоналом, командировками, развитием сотрудников банка. Этот проект позволит нам расширить функциональность и использовать все возможности новой версии.

- Могут ли технологии помочь спрогнозировать, например, текучку кадров или успешность человека на той или иной позиции?

 - Такая функциональность есть, прогнозирование зависит от накопившейся статистики, которую можно апроксимировать на определенные случаи. Я уверен, что это можно делать, но, к примеру, вопрос текучести кадров очень сложный и зависит от многих внешних факторов. Новые технологии и big data, в частности, в будущем позволят собирать со всех источников информацию и делать прогнозы. Пока мы пытаемся использовать эти возможности в других областях. Например, это анализ, который строится на большой статистике в кеш-менеджменте, скоринговых картах.

Также у нас есть программы по развитию и мотивации персонала, есть кадровый резерв, планирование карьеры, банк достаточно серьезно относится к управлению человеческими ресурсами.

- Нет ли со стороны персонала традиционного сопротивления, неприятия введению новых технологий? Как вы решаете эти вопросы?

 - Это обычная ситуация, люди привыкают к стандартным вещам. Буквально через полгода идет обратная реакция, те же люди, которые сопротивлялись новинкам, становятся их сторонниками. У нас есть такая практика: прежде чем внедрять новые решения, проводится обучение пользователей. Но процент неприятия всегда останется традиционным, не больше и не меньше, чем в других компаниях.

- Какие решения по бизнес-аналитике внедрены в банке?

 - У нас есть большое хранилище данных с 8-летней историей, используются надстройки SAPBI для управленческой, регуляторной отчетности, в части бюджетирования и планирования. То есть в той минимальной достаточности, которая нам нужна, бизнес-аналитика есть, а широкомасштабной системы пока нет, она на стадии развития. Есть планы по клиентскому анализу, выберем или отдельный инструмент, или будем использовать имеющиеся.

 - Если говорить о динамике IT-бюджетов, она отрицательная?

 - На текущий момент тренда по снижению IT-бюджета не наблюдается, последние годы он рос и те планы, которые мы заложили на 2015 год, корректировке не подвергались. Будем действовать по ситуации.

 - Вы не сталкивались с такой проблемой, когда большие проекты не доходят до финальной части внедрения, по причине того, что закончился бюджет?

 - Если на каком-то этапе работ закончились деньги, значит, проект неудачный. Мы стараемся изначально просчитать бюджет, подходим к этому прагматично. На старте нужно запустить 80% функциональности, всегда остается что-то, что будет развиваться по ходу. Та функциональность, которая планируется на стадии инициации проекта, все равно претерпевает изменения. Но за последнее время я не помню проектов, которые пошли бы по этому пути. Все зависит от того, как было проработано техническое задание, как просчитан бюджет и спланированы сроки. Задержки по срокам, конечно, бывают, да и бюджет сложно просчитать до копейки. Но чтобы не хватило бюджета настолько, чтобы закрыть проект, – такого не было.

 - Внедряются ли в банке облачные решения?

 - Пока это перспектива, мы их изучаем, но не могу сказать, что активно применяем. В банке много приложений, которые можно использовать в облаке и провести консолидацию. Однозначно, это будут приватные облака. Пока наша инфраструктура нас устраивает, но облачные технологии будем использовать. Один из сдерживающих факторов для банков – вопрос безопасности.

 - Как вы удерживаете талантливые IT-кадры?

 - Все знают, что IT-кадры постоянно двигаются между банками, ребята быстро растут. Ежегодно весной, когда идет выпуск в вузах, мы набираем молодых специалистов, обучаем их, пытаемся растить свои кадры. Почти весь наш персонал выращен здесь, в этом отношении помогает программа наставничества и планирования карьеры, кадровый резерв. Люди должны понимать, что в нашем банке для них есть перспективы и возможности для роста. Мы много инвестируем в обучение, ежегодно отправляем наших сотрудников на внешние курсы, на это выделяется бюджет. Пытаемся удерживать возможностью кадрового роста и профессионального обучения.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤