Перестановки связаны с играми элитных группировок
В Казахстане кадровые перестановки происходят постоянно, но на разных уровнях. По горизонтали и по вертикали. На уровне областей...В Казахстане кадровые перестановки происходят постоянно, но на разных уровнях. По горизонтали и по вертикали. На уровне областей, министерств, национальных компаний. Нередко, эти перемещения часто связаны с теневыми играми, которые ведут отдельные элитные группировки.
Каждая из таких группировок, продвигая своих людей, на разные должностные позиции, пытается расширить доступ к процессу распределения административных, финансовых или силовых ресурсов. Понятно, что окончательное решение принимает глава государства, но списки кандидатов предоставляются разными игроками из его окружения.
В то же самое время, есть небольшая категория высокопоставленных чиновников, которые двигаются исходя из воли и желания только самого президента. К их числу можно отнести, например, Крымбека Кушербаева, который ранее занимал должность заместителя премьер-министра РК, а сейчас назначен акимом Кызылординской области, которая, кстати, входит в группу постоянных получателей бюджетных трансфертов.
Возможно, одной из задач Кушербаева является изменение этой ситуации с точки зрения программы стимулирования регионального развития, когда от акимов требуется проявлять больше самостоятельности в поисках экономической ниши для своего региона в рамках индустриально-инновационной программы. Интересно отметить, что сам Кушербаев родом из этой области, что значительно облегчит ему период адаптации. Но главная особенность таких людей является равноудаленность от элитных групп, отсутствие политических амбиций, высокая степень лояльности к президенту и готовность работать на любом участке, который им определяет глава государства. Про таких говорят «рабочие лошадки».
Что касается Ерболата Досаева, то у меня отношение к этой фигуре довольно неоднозначное, так как я не очень высоко оцениваю его работу, когда он еще был министром здравоохранения РК. Возможно он хороший бизнесмен, но это часто недостаточно для того, чтобы возглавлять государственный орган. На некоторые должностные позиции, конечно, надо привлекать молодые кадры, но только тех, кто уже «понюхал пороху», кто поработал в «поле» на уровне тех же регионов, кто знает о стране не по докладам, а в реалиях. Нужны не только теоретики, но и практиками, особенно с опытом работы на региональном уровне. А не мальчики, получившие хорошее западное образование и в основном имеющие теоретический опыт. И, естественно, подготовка таких людей должна быть не на министерском посту, а в регионах.
Что касается Алматы, то, на мой взгляд, Южной столице постоянно не везет с акимами. И дело не только в действующем акиме Алматы Ахметжане Есимове. Не было еще на посту алматинского градоначальника человека, который на самом деле любил бы этот город, а не использовал его в качестве кормушки. Меня удивляет «восхищение» некоторых людей бывшими руководителями города, которые делали дороги или наводили порядок во дворах. Но, ведь это их прямая обязанность, которую они реализовали за счет наших с вами налогов. Сам факт того, что их прямые функциональные обязанности некоторые воспринимают как «подвиг» является лишним доказательством того, что к местным градоначальникам всегда применялась низкая планка требований. Возможно, одним из способов исправить ситуацию является введение выборности акима. Но, данный сценарий, в рамках действующей политической системы маловероятен, с учетом того, что в глазах «Ак-Орды», «южная столица» это важный стратегический центр, к тому же, один из доноров республиканского бюджета, в котором также всегда существовало более оппозиционное настроение к действующей власти.
Не секрет, что практически каждый год, по данным Счетного комитета, основные нарушения бюджетной дисциплины, а также провалы многих государственных программ происходили именно на уровне регионов. Это приводило, в том числе, к росту социальной напряженности, что бумерангом било по Астане. Судя по всему, Министерство регионального развития должно сыграть роль «смотрящего» за акимами. Это та структура, которая должна основной акцент делать на том, чтобы казахстанские регионы смогли синхронно работать с правительством. Отмечу, что данное министерство появилось после того, как в конце прошлого года прошло президентское совещание с участием акимов, на котором прозвучала довольно жесткая критика в их адрес, с точки зрения низкого вклада в региональное развитие.
В целом, в Казахстане прослеживается неравномерное региональное развитие. Несколько регионов, а также город Алматы являются донорами республиканского бюджета. При этом есть и депрессивные регионы, которые живут за счет бюджетных трансфертов. И это уже давно вызывало явную критику в центре. Объективности ради стоит сказать, что ранее предлагались разные программы для того, чтобы казахстанские регионы стали более активно развиваться. Например, создание кластеров и социально-предпринимательских корпораций. Но результат от этих инициатив был незначительный. Создание данного министерства является еще одной попыткой повысить конкурентоспособность регионов, так как без этого невозможно говорить об экономической конкурентоспособности всей страны.