Почему дорожают продукты питания?

Предприниматели заявили, что пилотные проекты контроля ведут к увеличению расходов магазинов и производителей
Фото: Руслан Пряников

По расчетам президента ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана» Жибек Ажибаевой, запущенные в течение последних трех лет пилотные проекты для контроля розничной торговли дублируют друг друга и ведут к удорожанию продуктов питания минимум на 15–25%, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.

За последние три года были активно запущены такие пилотные проекты для МСБ, как установка контрольных приборов учета (КПУ), контрольно-кассовых машин (ККМ) с функцией передачи данных, электронные счета-фактуры, виртуальный склад,  сопроводительные накладные на товары, и маркировка каждой единицы товара. В частности, маркировка сигарет на сегодня является рабочим проектом.

«Магазины у дома – это микробизнес, который специализируется на реализации продуктов питания и наценка на товар у них не может превышать 20%. Но с запусками новых пилотных проектов по контролю их оборотов мы фиксируем, что бизнес не выдерживает нагрузки», - отметила в ходе конференции «Почему правительство не может остановить рост цен» Жибек Ажибаева.

При этом для владельца магазина все вводимые проекты ведут к дополнительным затратам на бухгалтеров, IT-специалистов и мастеров по установке, добавляет член Республиканской инициативной группы предпринимателей Эдиль Казакпаев.

К тому же пилотные проекты по маркировке запускаются без расчета экономической эффективности инициатив в условиях Казахстана, в свою очередь считает президент ОЮЛ «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана», представитель Аграрного союза Константин Невзоров. При этом обязательные платежи за маркировку являются дополнительным налогом для производителей продуктов, который повлияет на себестоимость товара.

«Но в рамках проектов по маркировке эта оплата будет перечисляться в частную компанию - бенефициару, а не в бюджет», - добавил Константин Невзоров.

Инициатива по маркировке продукции полностью дублирует уже имеющуюся систему учета товаров, добавляют в «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана». Вместо дублирования необходимо совершенствовать отечественные разработки. Также необходимо сохранить добровольный порядок маркировки, как это практикуется в цивилизованных странах. Целесообразность маркировки должна оцениваться за весь период выпуска и реализации товара: от производства до точки розничной продажи. Например, прямое нанесение маркировки при производстве снижает скорость производственных фасовочных линий до 10 раз из-за несовместимости высокотехнологичного оборудования с настраиваемыми системами маркировки.

«Любой сбой с интернет-  связью или программным обеспечением на производстве будет чреват остановкой всей линии, так как будет засчитан брак при нанесении маркировки. При этом возникает риск утилизации всей партии. Это может обанкротить производителя, - подчеркнул президент «Ассоциация «Масложировой союз Казахстана». – Маркировка вручную в принципе не возможна, не целесообразна и не допустима на средних и крупных производствах».     

Как напомнил генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бектибаев, глава государства поручил пересмотреть и внести предложения по утильсбору. В том числе по седельным тягачам. «При этом в Министерстве индустрии создана рабочая группа по данному вопросу, но она так и не начала своей работы, а бизнес и население продолжает платить утильсбор до 13 млн тенге за комбайн и до 12 млн тенге за трактор», - добавил он.

В Казахстане закрываются от 5 до 10 тысяч субъектов МСБ ежегодно, в заключение добавила президент ОЮЛ «Ассоциация торговых предприятий Казахстана» Жибек Ажибаева.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Читать все последние новости ➤