Как перейти к зеленой экономике в городской среде
Возможности использования экоинициатив для внутренних и внешних коммуникацийВозможности использования экоинициатив для внутренних и внешних коммуникаций, монетизации бренда, внедрение экостандартов в офисной и образовательной среде и другие вопросы обсудили на форуме, посвященном переходу к зеленой экономике в городской среде, который состоялся на площадке университета AlmaU.
По словам основателя проекта ECO Network Евгения Мухамеджанова, несмотря на то, что в городе существует множество экологических организаций, немногие жители Алматы знают о них.
«Перед тем как появилась наша компания, мы исследовали рынок Алматы и Казахстана. Мы узнали, что существуют целые кластеры, занимающиеся утилизацией отходов, при этом, опросив больше 1200 человек, оказалось, что 99% из них не знают о том, что у нас есть заводы по переработке отходов. Это целая отрасль, в которую входит больше сотни компаний, но многие люди об этом не знают. Из-за того, что они думают, что некому перерабатывать мусор, они не видят смысла в его сортировке», – поясняет спикер.
В отрасли по переработке отходов наблюдается недостаток сырья, в связи с чем представителям заводов приходится закупать сырье в России.
«Мы не случайно запустили проект ECO Network в прошлом году. Я являюсь руководителем стартап-площадки фондовой биржи, за последние два года изучил множество стартапов в области экологии. Среди них я не увидел проектов, которые действительно могут что-то поменять в сторону улучшения экологии, или проектов с устойчивой бизнес-моделью, – рассказывает спикер. – Сортируя отходы дома, я понял, что 70% из них – это макулатура и пластик. При сортировке на мусорный полигон уходит всего 30%, а не 100%, как раньше».
Разделяя мусор, Евгений Мухамеджанов столкнулся с проблемой его утилизации. Во дворе жилых домов нет специализированных баков.
«Я стал искать выход из ситуации, и так появился проект ECO Network. Для себя мы определили два главных слова – это сохранить и не навредить. Зачастую различные экоинициативы могут привести к негативному эффекту. У нас в стране перерабатывается всего 10% отходов, хотя представители заводов говорят, что 5%, и только 1% населения сортирует отходы. Мы намерены увеличить эту цифру», – заявил основатель проекта.
Евгений Мухамеджанов приводит еще одну статистику, которая пока не имеет статуса официальной. В Алматы есть два крупных завода по переработке макулатуры – это «Казахстан кагазы» и «Карина».По информации этих заводов, в месяц они перерабатывают 7 тыс. тонн макулатуры, которая собирается со всего Казахстана. При этом 1 тыс. тонн макулатуры им приходится покупать в России, что является большой проблемой.
«Мы начали развиваться в ноябре прошлого года, запустили тест с 5 организациями, чтобы понять, насколько модель устойчива. В феврале перешли в коммерческую эксплуатацию, стали привлекать новые организации. В марте к нам присоединилась первая сеть кофеен «Кафе неделька». Это не очень крупная сеть, при этом за первые три месяца они насортировали 400 кг стеклянных бутылок, 140 кг пластиковых и 60 кг макулатуры. Если вы представите, сколько кафе и ресторанов сейчас работают в Алматы и практически все выбрасывают мусор в обычные баки, то понятно, почему пополняются наши полигоны», – говорит он.
За полгода работы в проект вошли 20 организаций, которые сортируют отходы и делят их на фракции для дальнейшей переработки: это макулатура, пластик, стекло, алюминиевые банки и батарейки. В апреле была сдана уже первая тонна отходов.
20 организаций – это 1,3 тыс. человек. В планах у основателя проекта до конца года увеличить эту цифру до 20 тыс. человек, в течение двух лет - до 100 тыс. и через 5 лет - до миллиона.
«Как работает система? В первую очередь мы начинаем с обучения. Важно, чтобы человек понимал, во что перерабатываются отходы, как они транспортируются и какие есть заводы по переработке. Тогда у него появляется мотивация для сортировки. Об этом мы рассказываем на обучении. После того, как у сотрудников компании появилась мотивация, мы ставим боксы из белого картона. Накопившиеся отходы забираем сами и гарантируем, что они попадут к заводам-переработчикам. Дальше собираем данные по мусору и отправляем компаниям. Они служат тем самым ключом для формирования устойчивости в этом процессе, чтобы энтузиазм людей со временем не падал», – подытожил спикер.
Ректор университета AlmaU Гульмира Курганбаева считает, что сейчас университеты должны серьезно меняться, и green университет – это не просто переработка того или иного мусора или отходов, это образ мышления.
«Как университет, который в первую очередь несет смысл изменения культуры мышления, потом уже модель поведения, эту идеологию мы хотим передать бизнесу, государству, образованию, некоммерческому, гражданскому сектору. Любая организация должна включать как минимум шесть функциональных элементов. Первый – это инфраструктура. Все должно быть покрыто растительностью, должны внедряться проекты гидро и аквапоники, чтобы люди понимали экосистему современного мира», – объясняет она.
Второе, что отметила Гульмира Курганбаева – внедрение альтернативных источников энергии, в первую очередь в организации образования. Далее – это система сбережения энергии и вторичное использование воды.
«Пятое – система сортировки и переработки отходов. Система образования использует бумагу в масштабированных количествах. От этого нужно будет отходить и переходить на электронный формат. Важный критерий – экологически чистый транспорт. Нужно отказываться от машин или менять топливо на экологически чистое. Эта финансовая и бизнес-модель может быть эффективной. И последнее – в каждой организации образования должны проводиться курсы по устойчивому развитию. Это всевозможное взаимодействие университетов и школ», – отметила ректор AlmaU.