От алматинского аэропорта не стоит ждать и новой плитки на перроне
Денис Кривошеев о развитии аэропорта Алматы«Снос старого здания аэровокзала Алматы, в котором в настоящее время расположен VIP-зал вылета, не планируется, тем более что данное здание внесено в Государственный список памятников истории и культуры местного значения, утвержденный Постановлением акимата города Алматы от 10 ноября 2010 года». Такой ответ на свой запрос в администрацию Международного аэропорта Алматы получил журналист-блогер, экономический обозреватель Денис Кривошеев и в полном объеме опубликовал его на своей странице в Facebook. В беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz Денис Кривошеев объяснил свой интерес к воздушной гавани Алматы и поделился другой информацией о положении дел в международном аэропорту Алматы.
- Денис, вы со сравнительно недавних времен считаетесь астанчанином, но, судя по вашим постам в соцсетях, по Алматы скучаете… Какова предыстория вашего запроса в международный аэропорт Алматы?
- Я живу на два города, прописан до сих пор в Алматы, и я люблю этот город, не могу от него отказаться, наверное, еще и потому, что я фанат горных лыж. Хотя на вертолете туда не поднимаюсь (улыбается), езжу туда, как и все, на общественном транспорте, но при этом стараюсь кататься каждые выходные. Соответственно, оставить Алматы просто так – это не в моих силах. Нынешнее время требует нахождения в двух городах, потому что как бы то ни было, Астана - центр, основные силы тут, и здесь нужно налаживать сотрудничество. Вот так и мотаемся между двумя огнями (улыбается). Что касается запроса в аэропорт Алматы, я вхожу в Общественный Совет этого назовем его предприятием, с недавних пор. И прочитав несколько заметок разных изданий, мне стало интересно, что же все-таки будет с этим уникальным, на мой взгляд, сооружением, символизирующим старый дух Алма-Аты. Это то, что сохранилось, у нас не так много осталось таких зданий. Есть на Фурманова - Калинина, в других районах имеются небольшие остатки той архитектуры, которая начиналась в 30-40-х годах советской эпохи.
Аэропорт Алматы же - он вообще знаковый для нас, учитывая, что сюда в свое время прилетал и ТУ-144, если не ошибаюсь, единственный сверхзвуковой самолет. И вообще, здесь был один из самых мощных авиаотрядов. Алматы – важнейший город Советского Союза в масштабах союзных республик. Конечно, сохранение его аутентичности важно. Мы понимаем, что стоит уже новый аэропорт, но сохранить хотя бы маленький кусочек этого места нужно. После того как я выступил против сноса кинотеатра «Алатау», я до сих пор считаю, что уникальные здания нельзя сносить. Если говорить о кинотеатрах, здесь и особенность конструкции, большие залы бесколонные, которые позволяют большому количеству людей смотреть представление - они очень сложные и очень дорогие в строительстве. И в Москве, я очень часто ссылаюсь в этом смысле на этот город, все кинотеатры в деле. То есть сейчас там какие-то театральные студии, молодежные центры. Более того, даже заводы в Москве сейчас переоснащают в центры культуры. Всем, кто интересуется этими вещами, известен и винзавод, и дизайн-завод «Флакон», который, на мой взгляд, находясь в центре, рядом с Павелецким вокзалом, осуществляет просто невероятную культурную деятельность. Там проводятся ежегодные фестивали плова, какие-то национальные фестивали, это настоящие центры этнокультуры в Москве. Вот вся забота о том, что же происходит с нашим городом, она и побудила написать это письмо.
- То есть нет смысла задавать вопрос – удовлетворил ли вас ответ от аэропорта. Но значит ли это, что вы против всего актуального и современного?
- Я еще раз сошлюсь на Москву. Там есть уникальный метод реконструкции, когда путем частичного сноса сохраняется антураж. Ничего не мешает нам использовать подобные технологии. И, более того, когда мы обсуждали этот вопрос с руководством аэропорта, уже после письма, им показалась очень логичной идея вписать старое здание в новое. Есть тому замечательный пример – аэропорт города Риги, где так и сделали: оставили старое здание, а за ним или в него, я даже не знаю, как это правильно объяснить, вписали новое. Я и у нас предложил - давайте за этим зданием построим еще одно, раз уж такая необходимость будет в расширении аэропорта, тем более есть место. Можно найти разные архитектурные решения, а если позвать хорошего архитектора и поставить перед ним правильную задачу, он это сделает так, что это будет уникальное с точки зрения архитектуры и уважения к старине, к памяти здание. При этом оно будет современно. То есть никаким образом противоречить друг другу не будут. Сохранять одно и делать новое – никому никогда не мешало.
- Вот касательно расширения аэропорта или тем более построения нового. Ваше мнение – есть ли проблема того, что аэропорт не справляется с имеющейся нагрузкой?
- Исходя из резервной мощности аэропорта, действующих двух полос, достаточно новых, на которые садятся все типы судов, вполне достаточно. Если говорить о строительстве нового, для аэропорта нужно строить и соответствующую инфраструктуру, людям же нужно как-то до него добираться. Опять же в Москве, например, запускают электропоезда до аэропортов, у них все хорошо устроено – из центра города выезжает человек, и спокойно до нужного аэропорта добирается. То есть нам тогда нужно будет раскошеливаться на такой транспорт. И вообще наш город – двухмиллионник, у нас нет пока еще такого туристического потенциала, я не раз писал об этом, и говорил, что для того, чтобы к нам приехали, нужно очень много сделать. Недостаточно просто гор. «Просто горы» есть в Европе, и лететь через весь свет в Казахстан, когда можно поехать в Болгарию, которая и ближе, и инфраструктура более развита, глупо. Сюда люди приезжают за какой-то дикой романтикой, но таковых немного. Большинство любят дешево и сердито отдыхать. Брендинг и какие-то рекламные ролики здесь не помогают, это факт, озвученный на одном из форумов в Алматы. Можно тратить огромные деньги, но не получать результат. И тому есть масса доказательств.
А если мы создадим имидж стране как безопасной, надежной, с хорошими и дешевыми качественными услугами, возможностью говорить на международном английском языке, тогда толк будет. Это как Турция: захотела она русских к себе привезти, заговорила по-русски, захотела немцев к себе привезти - на минимальном, базовом уровне она говорит на немецком. Здесь все просто. Потенциал аэропорта очень высок, даже в существующем виде. Вопрос по реконструкции, конечно, стоит, но при том законодательном подходе и тех планах, которые до сих пор не реализованы, я бы на месте инвесторов и копейки не вложил бы не только в замену терминала, но и в замену плитки на перроне. Это логично. Если вы не знаете, будете вы в этом бизнесе или нет, зачем вкладываться? Аэропорту хочется развиваться, но ситуация выглядит таким образом.
- Да, Денис, ваши аргументы весомы. Но так ли вы категоричны в вопросе пассажиропотока? Я имею в виду, что, может быть, все не так печально и та же Универсиада это продемонстрирует?
- Ну приедет к нам в лучшем случае 5 тысяч человек. Как это изменит в корне работу аэропорта? Никак. Как это изменит ситуацию на туристстком рынке? Никак. Мы уже пережили с вами Азиаду, когда нам рассказывали о том, как много туристов к нам приедет. Насколько я помню по отчетам, то количество потраченных денег на билеты не окупила продажа этих билетов. Это факт. По опыту Казани, а я был как раз в преддверии Универсиады там и общался с министром спорта и советником президента Минниханова Рустама, мне абсолютно точно было сказано: «Мы используем только те средства, которые нам выделяют для того, чтобы сделать город лучше, каких-то дополнительных туристов, особого объема мы не ждем, сейчас улучшаем инфраструктуру и надеемся на поток после». Да, у России к туристам совсем другое отношение. Там в принципе все по-другому. Россия большая, большое предложение, большое количество городов. Как минимум достаточно интересной дуги «Петербург – Москва – Казань – Нижний Новгород», этих четырех городов, которые любой иностранец посетит и заедет в маленькие города и у него будет впечатление, достаточно. У нас же и такой дуги нет. И предложения нет. Мы говорим об ЭКСПО-2017. О том, что сначала нам обещали 5 миллионов туристов, если вы помните, это ведь все поднимается в интернете, все фиксируется, позже нам говорили о 2 миллионах туристов, буквально недавно сказали уже о 500 тысячах туристов, сейчас уже называют цифру в 350 тысяч. Но даже чтобы 50 тысяч туристов новых завезти, нужны мощности. Все это взаимосвязано и если мы хотим стать туристической Меккой, а у нас есть все ресурсы для этого - огромная территория, уникальные места, такие как Усть-Каменогорск, Актау со своим морем, Балхаш, Акколь, огромное количество точек, нужно что-то делать. Иссык-Куль, например, маленькая точка, а привлекает миллионы человек! Мы этого освоить не можем. Аэропорт – это первый шаг для открытия объятий приезжающим. Модно-немодно говорить про Саакашвили, но я скажу, что первое, что он сделал в Одессе, он закрыл монополию украинских авиалиний, открыл небо и запустил туда всех желающих летать. Моментально увеличился поток туристов. То же самое было в Грузии в те годы, когда он только пришел к власти. Сейчас на одного жителя Грузии приходится два туриста. Представьте себе, как за эти годы выросли объемы. Каждый третий житель задействован в обслуживании туризма в стране. То есть это абсолютно чистая добавленная стоимость. Ни с чего. Ну, цена за бензин при каких-то экскурсиях. И то – просто стоит камень, а к нему сотни поездок. Это же деньги. У нас этих камней, разных памятников по всему Казахстану сколько угодно. Поэтому я говорю – без открытого неба не будет развиваться горизонтальная авиация, имеется в виду авиация малых городов, не будет развиваться туризм, вообще ничего не будет развиваться.
- В своем посте об аэропорте на странице в Facebook вы много пишете о «чрезмерном государственном регулировании тарифов на услуги аэропорта». Что вы имеете в виду?
- Там вопрос по инвестиционным программам. Для того чтобы сделать такую программу, ее нужно внести в тарифы. Это очень долгое согласовывание – до года. После вступления Предпринимательского кодекса часть тарифов в 2017 году, насколько я знаю, будет отменена, но часть остается под регулированием. Например, по тарифу безопасности - он в три раза ниже, чем в России. Вообще, все тарифы нашего аэропорта остались в 2010 году. То есть если мы говорим о том, что мы боимся, что отечественные компании будут тратить больше, давайте тогда сделаем дифференцированный подход. Ну почему когда мы летаем в Голландию, мы платим 7 долларов за тонну подъемной массы, а здесь они платят 1,2 доллара за ту же самую тонну. Это несправедливо. Давайте выровняем хотя бы эти позиции. То есть мы к ним прилетаем и платим 7 долларов, и они к нам прилетают и те же 7 долларов отдают. Говорят, это противоречит какой-то из Конвенций, по-моему, Бостонской. Но при этом Россия абсолютно спокойно это игнорирует и остается участником гораздо более глубоко интегрированным в процесс открытого неба, чем мы. И ничего страшного в этом нет. Это такой способ тарифного субсидирования, когда мы оставляем низкие тарифы для своих, можно чуть-чуть поднять до логического уровня – 2-3 доллара за тонну, а для иностранцев делаем на их же уровне. В принципе, все иностранные компании не против, они согласны, что так будет правильнее. А по местным – это уже наше дело, наше субсидирование, наши возможности поддерживать национальных игроков.
Есть еще один глубокий вопрос – это тариф на землю. Налог на землю, если не ошибаюсь, в размере 0,1% платят все аэропорты, кроме алматинского и астанинского. У последних двух этот налог составляет 1,5%. В 15 раз выше! И получается в среднем, аэропорт Алматы тратит миллион долларов в год на оплату этого налога. А она ведь ложится в стоимость услуг. Ну давайте найдем среднюю величину, либо пусть все платят одинаково. А государство таким образом выступит в качестве поддержки аэропорта и скажет: мы готовы вкладываться в развитие инфраструктуры, направьте эти деньги лучше на ремонт здания. Но нет, этого не происходит. Аэропорт на самом деле на чем зарабатывает? Взлеты, посадка, стоянка, керосин чаще всего принадлежит самим компаниями, услуги доставки и хранения и то, частично, стойки, которые он сдает, авиационная безопасность и так далее. Это не такие большие деньги. И мы ожидаем от него какого-то лоска, когда он находится на грани выживания. Акционеры, которые вкладывались, неважно кто они, хотят получать прибыль. Любой человек, который вкладывается, однажды спросит – а где мои деньги? Нельзя же ему ответить – нет, потому что государство зарегулировало.
- Изучали ли вы, как аэропорт пережил девальвацию августа прошлого года?
- Ситуация в том, что доходы, которые они раньше получали, номинированы в долларах, сейчас они в долларовом эквиваленте, конечно, просели в два раза. Как, в общем-то, у всех. Монополия не позволяет поднять тарифы, соответственно изменениям. Поэтому и родилось предложение - давайте номинировать в тенге для национальных перевозчиков, тех, кто находится и зарегистрирован в стране. Давайте использовать валюту для тех, кто летает извне.
Аэропорт закупает в основном иностранное оборудование, ведь у нас не производится ничего для авиации, покупает авиационное топливо за условные единицы, закупает очень много других вещей за доллары. Только в этом случае он сможет формировать валютные накопления, возможности, которые позволят и сохраниться от инфляции, и планировать как-то свои доходы. У них, по-моему, нет кредитных обязательств, но мечтать нам о новой плитке или новых более красивых порталах-терминалах, пока не приходится. Более менее решен вопрос дешевой столовой на территории аэропорта. Вы ведь знаете, какие были нарекания. Здесь уже право выбора. Я там, кстати, пил чай и ел, вполне сносно. Появились вендерные аппараты, которые серьезно выровняли ситуацию. Вода стоит не 500, как раньше, а 120 тенге. Поэтому, в общем-то, аэропорт меняется, он становится более дружелюбным, меняется техника, потихоньку идет закуп нового оборудования, насколько я знаю, новых систем слежения, прохождения таможенных процедур, и других. Но надо понимать, что мы очень маленький город. Мы любим приводить в пример Франкфурт. Вы не представляете, какой объем пассажиров во Франкфурт летает, это же европейский хаб. Или Москва, то же Шереметьево, это огромный аэропорт. Каждые 2-3 минуты кто-то садится или взлетает. Огромный пассажиропоток, сотни стоек регистрации, огромные доходы, доходы от Duty Free. У нас аэропорт, схожий по размерам с тбилисским аэропортом. Поэтому объективной необходимости сильно расширяться нет. Есть необходимость навести дополнительную красоту, но, повторюсь, с финансами здесь неважно.
- Спасибо, Денис, за мнение!
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.