Ранние отгрузки зерна позволят экспортерам получить субсидии в начале 2026 года
На господдержку предусмотрено более 30 млрд тенге
Экспортеры зерна могут уже в 2025 году начинать отгрузки пшеницы нового урожая, чтобы получить компенсацию транспортных расходов в начале 2026 года. На реализацию мер государственной поддержки зерноотправителей в следующем году предусмотрено более 30 млрд тенге, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу Минсельхоза.
«С учетом того, что сроки доставки зерна до субсидируемых рынков сбыта достигают 30 дней, экспортерам рекомендуется заблаговременно активизировать отгрузки. Одним из ключевых условий получения субсидий в 2026 году является наличие подтверждающих документов о фактическом поступлении зерна в пункты назначения именно в следующем году», - указали в ведомстве.
В Минсельхозе напомнили, в 2024 году Казахстан получил рекордный урожай зерновых и масличных культур. Ограниченная емкость традиционных рынков Центральной Азии создала риски перепроизводства и усилила давление на внутренние цены. В четвертом квартале 2024 года, на фоне высокой конкуренции и ограниченного сбыта, было зафиксировано снижение цен на зерно. Для стабилизации ситуации правительство запустило программу субсидирования транспортных расходов на экспорт зерна. Реализация программы позволила существенно расширить географию поставок и нарастить объемы перевозок.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 11 месяцев 2025 года перевозки зерна по железной дороге увеличились: в направлении портов Черного моря - на 150%; в направлении российских портов Балтийского моря - на 196%; в направлении стран Прибалтики - на 799%; в направлении Азербайджана - на 556%; в направлении Ирана - на 197%.
В 2025 году казахстанские аграрии вновь получили высокий урожай, при этом на рынке сохранялись значительные переходящие остатки зерна. Учитывая положительный эффект программы, правительство приняло решение продолжить поддержку экспортеров и зернопроизводителей в 2026 году.
За 11 месяцев 2025 года объем перевозок зерна составил 12,6 млн тонн, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Из них экспорт — 9,7 млн тонн. Только за три месяца нового маркетингового года 2025–2026 (с сентября по ноябрь) перевозки зерна достигли 4,4 млн тонн (+21%), в том числе экспорт — 3,4 млн тонн (+19%).
«В декабре 2025 года цены на пшеницу на внутреннем рынке отмечаются на 40–50% выше уровня декабря 2024 года, несмотря на высокий объем предложения. Ожидается, что транспортные субсидии в размере порядка 40 долларов за тонну позволят сельхозпроизводителям сохранить экономическую устойчивость, повысить конкурентоспособность казахстанской пшеницы и закрепить позиции на рынках Европы, Африки, Ближнего Востока и стран Центральной Азии», - отметили в МСХ.
Ранее правительство дополнительно выделило 7 млрд тенге для поддержки экспортеров зерна. Средства направили на полное закрытие обязательств государства по действующей программе субсидирования транспортных расходов, а также на дальнейшее стимулирование поставок на приоритетные зарубежные рынки.
По программе «Кең дала 2» свыше тысячи сельхозтоваропроизводителей подали заявки на раннее финансирование посевной на общую сумму 149,6 млрд тенге. В 2025 году в АПК ввели в эксплуатацию 29 проектов на 66,2 млрд тенге.
Читайте также
Общая сумма по заявлениям составила 149,6 млрд тенге
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.