ОЭСР рекомендует Казахстану повысить антимонопольные штрафы
Агентство по защите и развитию конкуренции представило второй экспертный обзор организации
Агентство по защите и развитию конкуренции представило Второй экспертный обзор законодательства и политики Казахстана в области конкуренции от Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.
«Обзор служит важным ориентиром для наших текущих и будущих реформ. С момента первого обзора Казахстан продемонстрировал твердую приверженность реформам, направленным на приведение нашего законодательства в соответствие с международными стандартами», - подчеркнул председатель агентства Марат Омаров.
Экспертный обзор является вторым анализом конкурентного законодательства и политики страны после первого обзора ОЭСР, проведенного в 2016 году. Он охватывает реформы, проведенные за последние 10 лет.
ОЭСР рекомендовала Казахстану:
- изучить возможность создания специализированных апелляционных судов по антимонопольному праву. Эксперты предлагают начать специальную подготовку и повышение квалификации судей по вопросам конкуренции. При этом в апелляционных судах необходимо установить достаточные процессуальные сроки для рассмотрения обращений;
- увеличить штрафы за нарушение норм законодательства о конкуренции. В обзоре отмечается, что штрафные санкции, применяемые сегодня в Казахстане за нарушение требований конкурентного законодательства, являются слишком мягкими и не оказывают должного влияния на нарушителей. А размеры применяемых штрафов зачастую оказываются сравнительно незначительными. По мнению экспертов ОЭСР, штрафы должны рассчитываться на основе размера оборота нарушителя, независимо от его организационно-правовой формы и иных факторов.
- отказаться от методики расчета штрафов на основе МРП, закрепив их размеры в виде процента от оборота нарушителя с одновременным повышением действующих процентных ставок для создания эффективного превентивного воздействия на участников рынка. При этом наличие отягчающих обстоятельств должно предусматривать увеличение штрафа на заранее установленный процент. Такая система штрафных санкций, по оценкам ОЭСР, обеспечит понятность, прозрачность и предсказуемость для всех участников рынка;
- тщательно оценить эффект от внедрения в правоприменительную практику инструментов мягкого права в законодательстве о конкуренции. Эксперты отмечают, что хотя меры способны содействовать соблюдению законодательства о конкуренции посредством применения более гибких стратегий, их реализация требует существенных ресурсов, отвлекая значительное рабочее время сотрудников и создавая дополнительную административную нагрузку на антимонопольное ведомство. Основная функция Агентства по защите и развитию конкуренции - обеспечение строгого соблюдения законодательства о конкуренции. Поэтому необходимо обеспечить перераспределение ресурсов в пользу усиления эффективного и последовательного применения норм закона о конкуренции;
- исключить из законодательства требование о возмещении ущерба как обязательное условие смягчения ответственности. Также эксперты советуют отменить действующее сегодня правило, предусматривающее, что агентство не должно иметь никакой информации о нарушении на момент подачи заявления, так как это является нетипичным требованием по сравнению с практикой большинства юрисдикций;
- укрепить систему регулирования экономической концентрации для повышения ее эффективности. В настоящее время в Казахстане действует режим уведомлений о совершенной экономической концентрации (ex-post). По мнению ОЭСР, его необходимо заменить на обязательное ходатайство о планируемой экономической концентрации (ex-ante). При этом в практику должен быть внедрен приостанавливающий эффект для всех видов экономической концентрации. Упрощенные процедуры и формы уведомлений предлагается сохранить для сделок, не вызывающих опасений с точки зрения конкуренции, а также ограничить создание единых операторов и естественных монополий;
- обеспечить публикацию всех решений агентства в полном объёме. По мнению ОЭСР, раскрытие сведений о сторонах дела, правовой квалификации нарушений, применённой теории ущерба, нормах законодательства и назначенных санкциях повысит предсказуемость правоприменительной практики и уровень правовой определённости для участников рынка. При этом должна быть гарантирована надлежащая защита конфиденциальной и коммерчески чувствительной информации;
- для повышения качества правоприменения в сфере защиты конкуренции требуется обеспечить системную подготовку кадров антимонопольного органа. Речь идёт не только о теоретической подготовке, но и о регулярном проведении практических тренингов и специализированных семинаров по применению экономических методов анализа рынков и оценки последствий антиконкурентных практик.По мнению экспертов, развитие профессиональных компетенций сотрудников позволит повысить точность экономического анализа, усилить аргументацию принимаемых решений и обеспечить более эффективное реагирование на нарушения конкурентного законодательства;
- рассмотреть возможность ограничения либо полной отмены действующей системы уведомлений о начале расследования для повышения оперативности и эффективности антимонопольного контроля.
Ранее департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по Шымкенту выявил нарушения антимонопольного законодательства, допущенные АО «Социально-предпринимательская корпорация «Shymkent». Компания привлечена к административной ответственности и оштрафована на 14,6 млн тенге. АЗРК выявило необоснованное завышение стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков. АЗРК начало антимонопольное расследование в отношении
Казахтелекома. АЗРК выявило нарушения на рынке услуг хлебоприемных предприятий. Зафиксированы отказы в приеме зерна, завышенные тарифы в выходные и дискриминационные условия для фермеров.
Читайте также
АЗРК выявило признаки монопольного дохода компании на сумму более 22 млн тенге
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.