Прогноз МВФ: рост реального ВВП Казахстана составит 5,9% в 2025 году
В Международном валютном фонде также рассказали о рисках и приоритетных задачах экономической политики в регионе Кавказа и Центральной Азии
Директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии Международного валютного фонда (МВФ) Джихад Азур в ходе брифинга представил основные выводы нового доклада МВФ «Перспективы развития региональной экономики (ПРРЭ): Ближний Восток и Центральная Азия» за октябрь 2025 года, передает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В 2025 году регион Кавказа и Центральной Азии (КЦА) демонстрирует сохраняющуюся устойчивость экономики, несмотря на высокий уровень неопределенности в мире и возобновление геополитической напряженности, говорит Джихад Азур.
«По прогнозам, в 2025 году рост реального ВВП останется сильным на уровне 5,6%, что отражает пересмотр в сторону повышения на 0,7 процентного пункта по сравнению с майским выпуском ПРРЭ МВФ. Этот устойчивый рост поддерживается крепким внутренним спросом, кредитной экспансией и экспортом углеводородов. Прогнозируется, что в среднесрочной перспективе темпы роста будут постепенно замедляться, по оценкам, до 4%, по мере того как добыча углеводородов в странах – экспортерах нефти стабилизируется, давление спроса ослабнет после того, как влияние войны в Украине нормализуется, а курс налогово-бюджетной политики станет менее экспансионистским», – сообщает директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ.
В 2025 году инфляция ускорилась в большинстве стран Кавказа и Центральной Азии, что было обусловлено давлением спроса, импортируемой инфляцией, в основном из России (главного торгового партнера для большинства стран), а также такими реформами, как повышение тарифов на электроэнергию, объясняет спикер. В дальнейшем МВФ прогнозирует снижение инфляции по мере ослабления этих эффектов и в целом за счет жесткой денежно-кредитной политики.
«Изменения политической ситуации открывают многообещающие возможности для расширения регионального сотрудничества. Мирное соглашение, достигнутое предварительно между Азербайджаном и Арменией в августе 2025 года, знаменует собой обнадеживающий шаг к повышению стабильности и потенциальной экономической интеграции, что может стимулировать торговлю и инвестиции во всем регионе», – резюмирует Джихад Азур.
О рисках
Дальнейшая геополитическая напряженность, связанная с войной в Украине и санкциями в отношении России, может создать угрозу для торговли, туризма, денежных переводов и потоков инвестиций, обращает внимание директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ.
«Повышение глобальных процентных ставок может привести к увеличению стоимости заимствований и усугубить уязвимость бюджета. Волатильность цен на сырьевые товары, особенно на нефть и газ, создает риски для доходов бюджета и сальдо внешних операций. Кроме того, из-за санкций банки могут столкнуться с рисками, связанными с регулированием, что затруднит поддержание корреспондентских отношений и вынудит их принимать дополнительные меры для соблюдения более строгих мер по борьбе с отмыванием денег и противодействию терроризму, а также требований по надлежащей проверке клиентов», – отмечает спикер.
О приоритетных задачах экономической политики
Директивным органам следует увеличить бюджетные и внешние резервы на случай ухудшения ситуации и сосредоточиться на проведении структурных реформ, направленных на повышение качества государственного управления, сокращение роли государства, снижение торговых барьеров, модернизацию инфраструктуры, инвестиции в человеческий капитал и усиление регулирования для того, чтобы более эффективно справляться с неопределенностью в мировой торговле и использовать выгоды от региональной интеграции, считает Джихад Азур.
«За последние три года Международный валютный фонд одобрил финансирование на сумму 1,8 млрд долларов в регионе Центральной Азии и Кавказа», – делится директор департамента стран Ближнего Востока и Центральной Азии МВФ.
О риске стагфляции
В кулуарах мероприятия заместитель председателя Национального банка РК Акылжан Баймагамбетов, отвечая на вопросы журналистов, сказал следующее.
«Рисков стагфляции в нашей экономике я не вижу. Экономика растет на уровне более 6%. МВФ повысил прогноз по ВВП Казахстана на этот и следующий годы. Поэтому рисков стагфляции я не вижу. Другой вопрос, что меры по борьбе с инфляцией – денежно-кредитная политика – направлены на это, в координации с правительством. Здесь есть экономисты МВФ, эксперты – можете с ними поговорить, но я не видел никаких признаков стагфляции в нашей экономике и не вижу такого риска в следующем году», – обозначил Акылжан Баймагамбетов.
Ранее сообщалось, что в 18 регионах Казахстана ускорилась инфляция. Годовой рост цен на продовольственные товары в сентябре составил 12,7%.
В BCC Invest оценили рост ВВП Казахстана и высказались о базовой ставке. Быстрый рост экономики – это плюс для занятости и доходов, но без жесткого якорения денег и ожиданий он становится топливом для инфляции, считают эксперты.
Мурат Темирханов прокомментировал резкое повышение базовой ставки. Высокая инфляция в Казахстане связана с ручным управлением экономикой, считает он.
Какие факторы влияют на ускорение инфляции в стране? Реальных причин роста цен довольно много – как внутренних, так и внешних.
С начала октября подешевели восемь социально значимых продуктов. Больше всего – лук, морковь и капуста.
Жесткая денежно-кредитная политика сохранится как минимум еще год – эксперты.
Читайте также
Годовой рост цен на продовольственные товары в сентябре составил 12,7%
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.