Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. Сбои в цепочках поставок могут обойтись авиакомпаниям в $11 млрд в 2025 году

Сбои в цепочках поставок могут обойтись авиакомпаниям в $11 млрд в 2025 году

Перевозчики пересматривают планы по обновлению флота и во многих случаях продлевают эксплуатацию старых воздушных судов, указывают в IATA

Автор:
Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Сбои в цепочках поставок аэрокосмической промышленности приводят к задержкам в производстве новых самолетов и запчастей. Это вынуждает авиакомпании пересматривать планы по обновлению флота и во многих случаях продлевать эксплуатацию старых воздушных судов. Об этом говорится в исследовании «Возрождение цепочки поставок коммерческой авиации» Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и Oliver Wyman.

По итогам 2024 года глобальный портфель заказов достиг рекордного уровня — свыше 17 тыс. самолетов, что значительно превышает средний показатель 2010–2019 годов, который составлял порядка 13 тыс. самолетов в год. По оценкам, замедленные темпы производства обойдутся авиационной отрасли более чем в 11 млрд долларов в 2025 году, что обусловлено четырьмя основными факторами:

- избыточные расходы на топливо (около 4,2 млрд долларов): авиакомпании вынуждены эксплуатировать более старые самолеты с меньшей топливной эффективностью, поскольку поставки новых ВС задерживаются;
- дополнительные расходы на техническое обслуживание (3,1 млрд долларов): общемировой парк ВС стареет, и самолеты требуют более частого и дорогостоящего обслуживания;
- рост затрат на лизинг двигателей (2,6 млрд долларов): авиакомпаниям приходится арендовать еще больше двигателей из-за увеличения сроков их технического обслуживания. Ставки лизинга ВС выросли с 2019 года на 20–30%;
- издержки на хранение запасных частей (1,4 млрд долларов): авиаперевозчики формируют увеличенные запасы деталей для компенсации внезапных перебоев в поставках.  

Помимо финансовых потерь, проблемы в цепочках поставок не позволяют авиакомпаниям нарастить парк в соответствии с растущим пассажирским спросом. В 2024 году спрос на пассажирские авиаперевозки вырос на 10,4%, превысив темпы увеличения провозной емкости (8,7%) и доведя средний коэффициент загрузки до рекордных 83,5%. Рост спроса продолжился и в 2025 году.

На сложившуюся ситуацию оказали влияние особенности текущей экономической модели аэрокосмической отрасли, геополитическая нестабильность, дефицит сырья, а также кадровый дефицит. С учетом этих факторов в отчете обозначены меры для производителей оригинального оборудования (OEM), лизингодателей и поставщиков в связке с авиакомпаниями, направленные на устранение дисбаланса спроса и предложения, а также повышение устойчивости всей системы.

«Для эффективного управления и расширения парка авиакомпании нуждаются в стабильных поставках. Сегодня мы сталкиваемся с беспрецедентными задержками поставок самолетов, двигателей и запчастей, а также их непредсказуемыми графиками. Все это уже обошлось отрасли как минимум в 11 млрд долларов в этом году и ограничило способность перевозчиков удовлетворять пассажирский спрос. Простого решения нет, но есть шаги, которые помогут снизить давление в текущих обстоятельствах. Прежде всего, открытие рынка послепродажного обслуживания даст авиакомпаниям больше выбора и расширенный доступ к деталям и услугам. Одновременно с этим большая прозрачность в цепочках поставок предоставит авиакомпаниям необходимые данные, чтобы они могли планировать операционную деятельность с учетом существующих сложностей, а производителям оригинального оборудования — поможет устранять их первопричины», — отметил генеральный директор IATA Уилли Уолш.

Аэрокосмической отрасли стоит рассмотреть следующие меры:

- обеспечить доступ к передовым практикам послепродажного обслуживания, это поможет рынку технического обслуживания, ремонта и эксплуатации (MRO) стать менее зависимым от коммерческих лицензий OEM и обеспечить доступ к альтернативным источникам запчастей и услуг;
- повысить прозрачность цепочек поставок на всех уровнях поставщиков, чтобы заранее выявлять риски, устранять узкие места и использовать более качественные данные и инструменты для повышения устойчивости и надежности всей системы;
- использовать потенциал данных путем применения аналитических решений для прогнозного техобслуживания, объединения парков запасных частей и развития общих цифровых платформ для оптимизации запасов и сокращения простоев;  
- расширить ремонтные и производственные мощности
для ускорения согласований ремонтов, поддержки решений с использованием альтернативных и восстановленных деталей (USM) и внедрения современных технологий, снижающих дефицит компонентов.

 Ключевой шаг для реализации любой из этих инициатив — разработка единой стратегической позиции всех участников цепочки поставок. Многоуровневые вызовы, с которыми сталкивается отрасль, требуют тесного сотрудничества и координированных действий, чтобы эффективнее удовлетворять растущий спрос на производство и техническое обслуживание воздушных судов. 

«Современный парк воздушных судов — крупнейший, технологически наиболее продвинутый и экономичный за всю историю. Однако проблемы в цепочках поставок одинаково затрагивают и авиакомпании, и производителей. Сейчас у отрасли есть шанс сделать шаг к реальным улучшениям, которые принесут пользу всем ее участникам. Для этого нужно действовать сообща: повышать прозрачность, развивать таланты и перестраивать саму структуру индустрии», — отметил партнер в практике Oliver Wyman по транспорту и передовым отраслям промышленности Мэттью Пуатра.

Ранее сообщалось, что в 2026 году в Казахстане появится национальный грузовой авиаперевозчик. Это позволит вдвое увеличить транзит грузов, ожидают в правительстве. Питер Фостер покинет пост главы Air Astana и совет директоров в марте 2026 года. Он продолжит сотрудничество с группой авиакомпаний в качестве старшего советника СД. В аэропортах Астаны и Алматы проверят соблюдение расписания рейсов. Талгат Ластаев поручил проработать запрет авиакомпаниям на замену воздушного судна и предусмотреть обязательный резерв по замене бортов.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в