Реклама

Реклама
  1. Главная
  2. Экономика
  3. АЗРК выявило риски завышения цен на лекарства и медизделия

АЗРК выявило риски завышения цен на лекарства и медизделия

Некоторые препараты, произведенные в Казахстане, стоят дороже аналогичных лекарств от ведущих производителей

Фото: Руслан Пряников
Фото: Руслан Пряников

Агентство по защите и развитию конкуренции выявило проблемы непрозрачного ценообразования и риски завышения цен на лекарственные средства и медицинские изделия (ЛС и МИ), сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на пресс-службу АЗРК.

В агентстве напомнили, что государство регулирует цены лекарственных средств и медицинских изделий при их продаже частными оптовыми поставщиками, аптеками населению и при закупках для гарантированной медпомощи (ГОБМП) и обязательного медстрахования (ОСМС). Государственная регистрация цен и организация закупок возложены на «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» (НЦЭЛСиМИ) и ТОО «СК-Фармация».

«В рамках норм действующего законодательства сложилась практика принятия НЦЭЛСиМИ цен, представленных самими поставщиками ЛС и МИ, без перепроверки представленной информации. Работа по проведению экспертизы цен ограничивалась получением от заявителя информации о ценах на ЛС или МИ в референтных странах. Для исключения случаев завышения зарегистрированных цен министерством здравоохранения осуществлен закуп услуг доступа к международному порталу Navlin, что позволит напрямую получать информацию о ценах в зарубежных странах без участия заявителей», - пояснили в АЗРК.

Отмечается, что условия завышения цен участниками рынка были заложены в нормативных приказах уполномоченного органа, «поскольку установление цен осуществлялось на основе максимальных значений, сложившихся в референтных странах и представляемых заявителем».

«Этим пользовались не только поставщики, но и отечественные производители, заявлявшие цены на дженерики на уровне оригинальных, производимых Big Pharma. Заключение долгосрочных договоров с отечественными производителями осуществлялось без экспертизы и установления фактических затрат. В результате некоторые препараты, произведённые в Казахстане, стоят в 2–3 раза дороже аналогичных зарубежных препаратов от ведущих производителей, а закупаемые в рамках ГОБМП и ОСМС препараты стоили для государства выше, чем реализованные на оптовом и розничном рынках», - сообщили в АЗРК.

По предложению агентства, cо второго полугодия 2025 года установление цен для поставщиков и отечественных производителей осуществляется на основе средних значений, сложившихся в референтных странах, и по данным, полученным не от заявителей, а от первоисточников.

Цена лекарств и медицинских изделий растёт и из-за дополнительных расходов поставщиков и производителей на проверку, которую проводит НЦЭЛСиМИ. Наличие положительного заключения по итогам инспектирования является условием выхода ЛС или МИ на рынок Казахстана. Несмотря на отдельные расходы, связанные с перелетом, проживанием, питанием, и другие расходы по инспектированию, поставщики и производители вынуждены дополнительно оплачивать стоимость услуги инспектирования в размере от 2,6 млн до 3,45 млн тенге, самостоятельно установленной государственной экспертной организацией. Выезды государственной инспекции осуществляются не только по Казахстану, но и за пределы страны.

«Все расходы, понесенные фармацевтическим сообществом - командировочные расходы членов государственной инспекции и оплата за услугу инспектирования включаются в стоимость ЛС и МИ, реализуемых или закупаемых в Казахстане. Учитывая высокие стандарты производства и контроля за оборотом ЛС и МИ, агентством предложено исключить выезды инспекции в страны с высоким уровнем регулирования. Услуга инспектирования будет отнесена к государственной монополии с введением регулирования ее стоимости и включением всех затрат, связанных с проведением инспекции», - пояснили в АЗРК.

Основная задача «СК-Фармация» - централизованный закуп ЛС и МИ для реализации ГОБМП и ОСМС, что направлено на оптимизацию затрат бюджета и населения.

«Вместе с тем не менее 45% объема ЛС и МИ по-прежнему закупается ТОО «СК-Фармация» у отечественных дистрибьюторов - ТОО «Медсервис Плюс КФК», ТОО «Акниет», ТОО «Стофарм», Knyaz Pharma ltd, ТОО «Р-Фарм Казахстан», ТОО «Swixx Biopharma», ТОО «Ново Нордикс Казахстан», ТОО «Inkar», ТОО «Такеда Казахстан», ТОО «ОАД-27», а не непосредственно у производителей. Такое делегирование закупочных функций сторонним организациям не соответствует целям введения централизованной закупки, оптимизации расходов и создает риски завышения цен», - сообщили в агентстве.

Для устранения перечисленных проблем АЗРК направило Минздраву рекомендации, включая пересмотр норм ценообразования и отказ от ориентира на максимальные цены, отнесение услуг инспектирования к государственной монополии, увеличение объема товаров, закупаемых непосредственно у производителей, установление и экспертиза затрат при заключении долгосрочных договоров с поставщиками и производителями.

Ранее департамент Агентства по защите и развитию конкуренции по Шымкенту выявил нарушения антимонопольного законодательства, допущенные АО «Социально-предпринимательская корпорация «Shymkent». По итогам расследования компания привлечена к административной ответственности и оштрафована на 14,6 млн тенге. Также АЗРК выявило необоснованное завышение стоимости топлива для международных пассажирских и грузовых авиаперевозчиков. АЗРК начало антимонопольное расследование в отношении Казахтелекома. В действиях оператора усматриваются признаки установления монопольно высокой цены на услугу.

Читайте также

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

    Читайте Kapital.kz в