А воз и ныне там - эксперт о проблемах сахарной отрасли Казахстана
Кыргызстан, обладающий гораздо меньшими ресурсами, намного эффективнее развивает сахаропроизводящую отрасльАвтор: главный научный сотрудник Центра региональных исследований (ЦРИ) Габит Матаев
В 2022 году, после закрытия Россией своих границ для экспорта сахара, на внутреннем рынке Казахстана сложилась ажиотажная ситуация, и розничные цены на сахар-песок подскочили до 1000 тенге за килограмм.
В тот момент проблемы сахаропроизводящей отрасли, в силу остроты ситуации, наиболее проявились. Правительство (надо отдать должное) относительно оперативно отреагировало принятием Комплексного плана развития сахарной отрасли до 2026 года, который включал в себя 33 конкретных мероприятия с цифрами, сроками исполнения и источниками финансирования.
В последующем ситуация нормализовалась, розничные цены на продукт значительно снизились и до сегодняшнего дня сохраняют стабильность. Это в определенной мере подействовало успокаивающе как на потребителей (это объяснимо, поскольку для рядового покупателя главным является розничная цена товара), так и на ответственные за государственную политику в отрасли органы (и это уже больше похоже на самоуспокоение).
На деле положение дел в этой важной для экономики и потребительского рынка страны отрасли перманентно становится хуже.
Обратимся к статистике, при этом не забывая, что она часто бывает лукавой. Цена на сахар-песок в феврале этого года составляла 391 тг/кг. На первый взгляд, вполне благоприятный показатель, если сравнивать с ажиотажной ценой лета 2022 года и средней ценой 2023 года — 458 тг/кг. Однако, в любом случае, это намного выше, чем было в 2022 году до ажиотажного всплеска. Тем более это гораздо выше, чем было в 2014 году, когда средняя цена на сахар в стране была 148,3 тг/кг (рост в 1,6 раза). То есть за внешне благополучными цифрами скрывается не совсем или совсем не благополучная картина. Это еще без учета сезонного роста цен: в мае 2024 года оптовая цена сахара выросла уже до 437 тенге/кг.
Настораживает тенденция снижения объемов производства отечественного сахара. В 2023 году в республике было произведено 201 тыс. тонн сахара, тогда как в 2022 году — 299 тыс. тонн (минус 70%). По данным Казахстанской ассоциации сахарной, пищевой и перерабатывающей промышленности (КАСППП), за январь-февраль в стране произвели всего 15,5 тыс. тонн сахара — это в 4 раза меньше, чем было в аналогичном периоде 2023 года и на 40,3% меньше показателя 2022 года. По недавно опубликованной информации, обеспеченность сахаром из отечественного сырья составляет в Казахстане лишь 13% от общего объема потребления, остальное — за счет переработки тростникового сырца и поставок готового сахара из стран ЕАЭС (Россия — 57%, Беларусь — 1,5%).
economy.kz
Казахстанский сахар по-прежнему, в силу высокой себестоимости, не может конкурировать с импортным российским (причины этого — тема отдельного разговора), который продолжает завозиться (в том числе нелегально, объем которого в прошлом году составил, по мнению экспертов, около 150 тыс. тонн) в страну. То есть казахстанцы продолжают массово потреблять российский продукт, успешно помогая развивать сахарную отрасль соседней страны: в мае 2024 года на российских биржах продан рекордный объем сахара — 65,95 тыс. тонн, что является рекордом за все время биржевых торгов сахаром. Между тем представитель Министерства сельского хозяйства Казахстана недавно проинформировал, что планируется увеличить квоту на поставку российского сахара до конца этого года еще на 100 тыс. тонн.
Кыргызстан, обладающий гораздо меньшими ресурсами, намного эффективнее развивает сахаропроизводящую отрасль. В 2023 году там было засеяно 14 тыс. га и произведено 76 тыс. тонн сахара, что обеспечило 60% потребности страны. В этом году соседняя республика засеяла 15 тыс. га, прогноз по производству — до 100 тыс. тонн сахара.
Вернемся к Комплексному плану развития отрасли, в котором поставлена задача к 2026 году довести производство сахара из отечественного сырья до 250 тыс. тонн, долю импорта снизить до 17%, обеспеченность за счет переработки отечественного сырья повысить до 43%. Складывающаяся ситуация определенно позволяет считать реализацию этих задач нереальной, тем более, как записано в самом документе, емкость внутреннего рынка к 2026 году возрастет до 590 тыс. тонн за счет роста численности населения и увеличения потребности промышленных потребителей.
Даже поверхностный анализ исполнения Комплексного плана показывает, что включенные в него 33 пункта либо не исполняются, либо исполняются не в полной мере. Например, по такому важному направлению, как увеличение посевных площадей сахарной свеклы, в 2023 году было запланировано засеять 16,7 тыс. га, фактически было засеяно 19,7 тыс. га, в том числе в Жамбылской области — 10,8 тыс. га, области Жетісу — 8,5 тыс. га. Казалось бы, плановый показатель перевыполнен, однако в силу засухи в Жамбылской области было списано 6,3 тыс. га. Таким образом, не выполняется одно из главных условий для развития отрасли — обеспечение земельной площадью для посева сахарной свеклы. Задача поставлена довести ее площадь до 38 тыс. га, ведь низкая себестоимость российского сахара обеспечивается во многом за счет развитой сырьевой базы.
Также сомнение вызывает реальность выполнения пункта 13 плана. Повышение водообеспечения 26,7 тыс. га орошаемых земель планировалось достичь в том числе за счет реализации проектов по строительству водохранилищ в Жамбылской области «Акмола», «Ргайты» и «Калгуты». При этом срок исполнения закладывался 2025 год, тогда как проектом Комплексного плана развития водной отрасли Республики Казахстан на 2024-2028 годы строительство этих трех объектов планируется с завершением в 2027 году.
Вызывает вопросы и реализация планов по строительству нового сахарного завода, и эффективность использования выделенных государственных средств сахарным заводам для приобретения за рубежом сахара-сырца тростникового.
Между тем казахстанское правительство вынуждено активно принимать меры по обеспечению внутреннего рынка сахаром. Введен временный запрет на вывоз сахара тростникового или свекловичного и химически чистой сахарозы в твердом состоянии с территории страны, это ответная мера на введенный запрет со стороны России. В регионах продолжается торговля сахаром по сниженной фиксированной цене для населения.
Трудно не согласиться с тем, что эти усилия направлены не на решение проблемы, а являются борьбой с ее последствиями.